Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог

20 декабря 2020, 16:04 | Главное

Автор: Влад Гончаренко

Уже вторую неделю вокруг игры Cyberpunk 2077 не утихают скандалы, и об этом начали писать даже непрофильные крупные СМИ. Шарий.net рассказывает, что произошло и почему проблемы с техническим исполнением игры привели к всемирному скандалу.

Успехи студии до Cyberpunk 2077   

История начинается 8 лет назад, 30 мая 2012 года, когда небольшая польская студия CD Projekt Red анонсирует разработку своей самой масштабной и амбициозной игры — Cyberpunk 2077, а потом забудет о ней до 2018 года. На тот момент студия выпускала только игры во вселенной Ведьмак, основанной на книгах Анджея Сапковского.

Компания успешно работала в этой вселенной, ее игры получали статус культовых. На волне успеха разработчики сосредоточились на вселенной Ведьмака, а анонсированный Cyberpunk 2077 еще долго не выходил из стадии предпроизводства.

Выпустив заключительную 3 часть Ведьмака, CD Projekt Red окончательно закрепила за собой статус культового разработчика, который создает одни из лучших одиночных игр на рынке. «Ведьмак 3: Дикая Охота» получила высочайшие оценки игроков и прессы, продалась тиражом свыше 50 миллионов копий, проект получил множество наград, а CD Projekt Red заняли первое место в номинации «Лучшая студия-разработчик» на ежегодной церемонии Global Game Awards в 2015 году.

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 1 - изображение

Анонс Cyberpunk 2077

Кредит доверия от игроков и фанатов приближался к бесконечности. И вот в 2018 году компания анонсирует свое участие на одной из крупнейших выставок — E3 (Electronic Entertainment Expo), демонстрирует мир Cyberpunk 2077 и получает больше сотни наград. Публика в восторге, рейтинг ожидания зашкаливает, канонический киберпанк образца 80-х годов прошлого столетия не оставил равнодушным фанатов.

2019 год, очередная ежегодная выставка E3, CD Projekt RED представляет кинематографический трейлер, анонсирует дату выхода игры — 16 апреля 2020 года, открывает предзаказ для всех основных игровых платформ. На выставке игру представил сам Киану Ривз, который сыграет одного из главных персонажей этой вселенной — рокера Джонни Сильверхенда, а его фраза «Wake the f*** up Samurai, we have a city to burn» производит фурор, проект становится главной игрой выставки и снова собирает множество наград.

Игре уже пророчат культовый статус, игроки с нетерпением ждут выхода, компания подогревает интерес различными материалами, кусочками игрового процесса, интервью с разработчиками и главами студии. Дальше происходит он — первый перенос.

Переносы. Первые недовольства фанатов

16 января 2020 года компания заявляет о переносе релиза на 17 сентября 2020 года, но уже 24 февраля обещает бесплатное обновление игры для консолей нового поколения, которые выйдут осенью. Игроки успокоились, а разработчики продолжили подогревать интерес к проекту, анонсировали многопользовательский режим, пообещали нелинейное прохождение игры, много разнообразных механик, обилие побочных миссий. От глав CD Projekt Red звучат заявления о том, что игра прекрасно выглядит и играется на консолях, что половину предзаказов сделала консольная аудитория и что консольные игроки — приоритет для студии и они сами удивлены от того, насколько хорошего технического исполнение смогли достичь.

18 июля объявляют еще об одном переносе, в этот раз на 19 ноября. Геймеры недовольны, но компания ссылается на то, что они хотят выпустить идеальный продукт и им нужно еще немного времени для наведения лоска. Также начинают появляться заявления о переработках внутри компании, что разработчики работают на износ для того, чтобы успеть закончить игру, и игроки им верят. 5 октября CD Projekt RED объявила о завершении разработки игры и выпуске ее в печать, в конце того же месяца студия переносит релиз на 10 декабря 2020 года.

Недовольство растет, но лояльность аудитории не исчезла благодаря обещаниям компании и информации о переработках. CD Projekt Red попутно сделала коллаборации со всеми компаниями и производителями, с которыми только могла. Под брендом Cyberpunk 2077 вышло почти все: фигурки, средства личной гигиены, одежда, техника, специальная версия антивируса Kaspersky, еда, напитки и многое другое.

Первые скандалы

Первые скандалы начались незадолго до релиза, когда некоторые ритейлеры по ошибке разослали коллекционные издания игры еще до официальной даты выхода. Та самая версия, которая ушла в печать 5 октября, стала шоком для игроков. Она просто не работала, техническое состояние было ужасным, присутствовала масса ошибок и пройти ее оказалось невозможным.

Компания быстро отреагировала и пообещала обновление первого дня, которое исправит все ошибки и попутно начала разбирательство с ритейлерами, которые слишком рано выслали коллекционные издания.

Следующий же звоночек случился, когда игру разослали прессе. По условиям неразглашения игрожуры не могли показывать игровой процесс, играть могли только на ПК, а все обзоры казались сообществу слишком похожими. Игроки начали переживать, в особенности за качество консольных версий.

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 2 - изображение

И не зря, 10 декабря 2020 года, игра выходит на всех платформах и даже после 40 гигабайтного обновления первого дня остается сломанной. Если ПК-игроки с дорогими комплектующими получили не лишенный багов и ошибок, но все же более-менее удовлетворительный игровой процесс, то на консолях прошлого поколения игроки столкнулись с худшим техническим состоянием за, пожалуй, всю историю существования их платформ.

Игра вылетала, выглядела плохо, разрешение было низким, количество ошибок зашкаливало, пройти ее от начала до конца было невозможно, производительность была нестабильной, а кадровая частота то и дело опускалась до значения 15 кадров в секунду. Для консолей нового поколения версия игры со стабильной производительностью ожидается только в 2021 году.

На всех платформах многие механики оказались вырезанными, большую часть побочных заданий игроки называли «глупыми и скучными», русская локализация у многих вызывала «смех и грусть», а проблемы с анимацией лишь усугубили картину. Объекты и персонажи не прогружались и то и дело проваливались в текстуры. А оружие и другие объекты, которые персонажи держали в руках, жили своей собственной жизнью.

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 3 - изображение

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 4 - изображение

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 5 - изображение

Массовое недовольство

После долгого ожидания, всех обещаний, переносов и заявлений о прекрасном техническом состоянии игроки получили некачественный продукт. Игрожуры и игроки не могли вспомнить подобного прецедента, чтобы у настолько распиаренной игры было настолько плохое техническое состояние.

Компания же тем временем отчиталась перед инвесторами и сообщила, что разработка и маркетинг полностью окупились на предзаказах. Игроки чувствовали себя обманутыми и массово стали обращаться за возвратом средств. На консоли пришлось около половины всех продаж и все оказалось не так просто, компании Sony и Microsoft отказались возвращать средства, посоветовав обращаться к разработчику, а разработчик, в свою очередь, отправлял игрока к платформодержателям. Никто не хотел отдавать деньги обманутым пользователям, и все, что оставалось консольным игрокам — писать гневные комментарии и занижать рейтинги игры на оценочных площадках.

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 6 - изображение

И это сработало, реакция была незамедлительной, компания извинилась перед игроками, пообещала исправить ошибки, разрешила возврат средств и попросила подождать. Пообещала вернуть премии разработчикам, которые были привязаны к оценкам игры. Извинилась перед инвесторами, но это не спасло от их недовольства.

Компания Sony удалила игру из своего магазина, после чего стоимость акций CD Projekt Red упала почти вдвое. Инвесторы и платформодержатели уже готовятся подавать на компанию иски по факту мошенничества, компания растеряла большую часть поддержки и лояльности игрового сообщества.

Cyberpunk 2077 — шедевр, который не смог - 7 - изображение

***
Очень жаль, что игра, которой ПК-игроки выставляют высокие оценки, называют шедевром с плохой оптимизацией и в которую с удовольствием играют, несмотря на недочеты, оказалась недоступной для владельцев консолей, а, значит, примерно для 50% потенциальной аудитории. Жажда заработать денег на консольных игроках погубила амбициозный и потенциально успешный проект компании, и вряд ли он сможет полностью оправиться от этого удара. Нам же остается только наблюдать, к чему приведет эта история, исчезнет ли компания с первых позиций или же осознает свои ошибки, вернет ли лояльность аудитории и продолжит ли делать хорошие игры.

Фото: Cyberpunk 2077

Lifestyle