Politico: Укрощение Владимира Путина (перевод)

3 октября 2017, 22:16 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте издания Politico 2 октября.

Автор: Мора Рейнолдс Перевод: Шарий.NET

Лучшие представители разведывательного сообщества и силовиков в США и Европе рассказали нам, что же все-таки делать с Россией.

Президент Владимир Путин не только подрывает основы западной демократии, но и обеспечивает себе долгосрочную власть внутри России, дестабилизируя Запад. США и Европа слишком долго не понимали суть его стратегии и очень медленно противодействовали ей.

Именно к такому неутешительному выводу пришла рабочая группа государственных деятелей высокого уровня, которую POLITICO собрал в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 19 сентября. На фоне угроз со стороны Северной Кореи, “Исламского государства” и праворадикального популизма в Америке и Европе, мы решили узнать, что ведущие специалисты в области безопасности думают о самых ужасных угрозах нашим континентам.

Эксперты выразили глубокую озабоченность политикой России и амбициями Владимира Путина (64 года), который, по некоторым оценкам, может руководить страной еще десять лет. Но российский лидер тоже сталкивается с рядом проблем — как сохранить демократически нелегитимную власть в условиях экономического кризиса.

Ответом на этот вызов стала направленная против западных стран политика, целью которой является раскол западного общества, — такое мнение высказали все участники встречи. Кремль не столько пытается способствовать победе одного кандидата или поражению другого, сколько выставить Запад слабым и неэффективным, чтобы укрепить легитимность и мощь нынешнего правительства РФ. Россияне будут соглашаться с авторитаризмом Владимира Путина до того момента, пока будут считать, что права и свободы граждан Германии, Великобритании и США ничего не стоят.

“Путин стремится обезопасить российскую автократию, дискредитируя принципы западной демократии и ослабляя западные институты”, — высказал свое мнение один из экспертов.

Разговор с экспертами проходил по правилам Chatham House — участники известны, но цитаты не закреплены за конкретным человеком.

Россия является лишь одной из нескольких угроз Западу. Американо-корейский конфликт очень нестабилен, и один просчет может привести к самым ужасным последствиям, считает один из участников. Китай является долгосрочным вызовом и конкурентом, за которым нужно постоянно следить, даже с учетом того факта, что Пекин стремится действовать в рамках существующего международного порядка, а не путем его подрыва. Терроризм — “тактика”, а не враг, — остается угрозой и стоит многим людям жизни, подрывая стабильность общества.

Тем не менее, участники встречи достигли консенсуса — Россия является геополитическим врагом номер один. Некоторые добавили, что Москва уже начала политическую войну против Запада, а Европа и США этого еще не осознали.

“Россия является активной и непосредственной угрозой”, — отметил один из экспертов.

“Россия является политической угрозой, она ведет политическую войну против нашего общества, подрывает наши ценности, стремится расколоть наше единство, деморализовать нас и поляризовать наш политический спектр, чтобы мы отказались противостоять им, когда они колонизируют такие страны, как Украина”, — добавил второй специалист.

Бросить вызов Путину

Представляем вашему вниманию некоторые выводы из дискуссии экспертов.

Украина является эпицентром борьбы России и Запада. Независимо от того, станет ли Украина вассалом Москвы вновь, или успешно интегрируется в европейский блок, этот вопрос является “экзистенциальным” для Владимира Путина, именно он определит легитимность и продолжительность его правления.

“Россия не может позволить себе проиграть в Украине, потому что европейская Украина станет катастрофой для путинизма. Это будет конец для идеологии путинизма, но не для России”, — отметил один из собеседников.

Могущество Владимира Путин внутри России может быть куда слабее, чем кажется на первый взгляд. Запад ввел экономические санкции, которые сильно усложняют жизнь российскому бизнесу и простым гражданам. Этот фактор усиливается падением цен на нефть, а российская экономика слишком сильно зависит от экспорта энергоресурсов, цены на которые не собираются расти в обозримом будущем.

Если какая-то часть легитимности Путина зиждется на экономическом процветании, то здесь он сталкивается с серьезными проблемами. Один из экспертов отметил, что, если нынешнего президента снова переизберут, то он может попытаться модернизировать экономику, но это потребует сглаживания конфронтации с Западом.

“Путин не настолько глуп, чтобы оставлять без изменений неэффективную олигархическую экономику”, — подчеркнул он. После выборов в следующем году у него откроется “небольшое окно возможностей” для перезагрузки отношений с Западом. “Это обязательное предварительное условие для всего остального”.

США не действуют, как лидер свободного мира, что является проблемой. “И НАТО, и ООН созданы с учетом американского лидерства, и им его не хватает — уже очень давно”.

В частности, причиной является скептицизм Дональда Трампа к послевоенному трансатлантическому проекту Евросоюза и НАТО. Но один из специалистов указал на тот факт, что европейский блок был разочарован тем, что Администрация Обамы считала отношения со Старым Континентом приоритетом второго уровня.

“Мир сейчас гадает: “Насколько хрупкой является приверженность Штатов демократическим ценностям”. Это отражается везде”, — уверен один из собеседников.

Мы проигрываем в киберпространстве. “Мы не знаем, как реагировать на кибервторжения. Российские хакеры показали нам, что мы отстаем на десятилетия от угроз, которые нам противостоят, поэтому нам нужно понять, как наверстать упущенное”.

“Считается, что кибервопросы связаны с IT, но сейчас мы должны осознать, что нам нужна политика в этой области, и она должна отличаться от политики по вопросам IT. Кто должен разрабатывать ее? Как нам это определить? Мы так и не ответили на эти фундаментальные вопросы”, — добавил другой эксперт.

Мы не знаем, кто несет ответственность за кибербезопасность. Речь не только об индустрии кибербезопасности. Правительства не могут определиться, кто в ответе: разведывательное сообщество, военные или службы внутренней безопасности.

Участники дискуссии спорили друг с другом касательно того, какой департамент американского правительства должен взять на себя эту задачу. Некоторые отстаивали АНБ или киберкомандование в Пентагоне, которые могли бы опираться на богатый институциональный опыт. Другие возражали против участия военных, которые не так эффективно отвечают на киберугрозы, как принято думать, и предпочли бы положиться на Департамент внутренней безопасности.

“Подход к обеспечению национальной безопасности США является стратегическим, централизованным и управляемым… Я не могу привести пример более бесполезных слов в английском языке для описания интернета и киберсферы”, — отметил один из специалистов. “Департамент внутренней безопасности, напротив же, децентрализован”.

Российская пропаганда побеждает в информационной войне. Эксперты четко отделили киберактивность, направленную на саботирование избирательного процесса или работы электросетей, от действий, цель которых посеять смуту и раскол. И если с первым еще можно справиться, то пропаганда ставит западные правительства в тупик. Один из участников дискуссии вспомнил, что Россия попыталась раздуть антииммигрантские настроения в Германии, растиражировав фейковую новость о том, что немецкую девушку российского происхождения изнасиловали беженцы-арабы.

“Они намерены уничтожить нашу систему, сеять сомнения и разногласия, поддерживать и продвигать экстремистов любого типа — от расистов до крайних левых. Им все равно. Они делают все возможное для раскола ЕС и НАТО”.

Что необходимо предпринять?

В ходе встречи были определены семь возможных политических решений российской проблемы.

Не дать Владимиру Путину снова установить контроль над Украиной.

Эксперты считают, что поддерживать сильную европейскую Украину необходимо для того, чтобы расстроить планы Владимира Путина. Несмотря на то, что некоторые регионы страны, например — Крым, находятся под российским контролем, европейская Украина поставит легитимность Владимира Путина под вопрос. Ведь, если Украина, культурно близкая России, преуспеет в принятии западного образа жизни, то почему Россия должна сохранять авторитарную форму правления?

“Украина является ключом к сдерживанию России, а, возможно, и ключом к ее трансформации”, — отметил один из специалистов.

Предоставить Украине юниорский статус в Евросоюзе.

Несколько собеседников согласились, что Евросоюз должен разработать специальный статус для Украины, потому что экономика страны все еще не готова к полной интеграции. Коррупция является серьезным барьером и Киев должен продолжать борьбу с ней. Если бы Украина получила статус “ассоциированного” члена ЕС, то Киев бы убедился в обязательствах европейского блока перед Украиной — украинские демократы укрепили бы свои позиции, а попытки Владимира Путина вернуть страну на орбиту России провалились бы окончательно.

Продолжать экономическое давление на Москву посредством санкций.

Участники дискуссии пришли к выводу, что российская экономика сильно пострадала от санкций Европы и США, введенных в связи с аннексией Крыма, и цена дестабилизации Украины для Кремля возросла. Но трещины в западном альянсе уже видны, а Украина нуждается в единстве Запада.

Март 2018 года — ключевой момент для Путина.

Почти никто не сомневается, что Путина переизберут на еще один срок. Но ему придется принять несколько стратегических решений после этого. Если он захочет модернизировать экономику и снизить зависимость от экспорта энергоресурсов, у него будет окно возможностей в начале нового срока. Западу стоит следить за сигналами из Москвы, возможно, Путин захочет наладить новый формат отношений. Основным показателем станет личность нового премьер-министра.

Правительству стоит предоставлять частному сектору больше информации.

Американское правительство, руководствуясь правилами неразглашения разведданных, не проинформировало частный сектор и общественность о киберугрозах.

“Есть вещи, о которых правительство знает, но не сообщает частным компаниям. Это сводит меня с ума, ведь представители индустрии должны знать это, чтобы защитить нас. Если наше правительство утверждает, что не стоит сотрудничать с одной из компьютерных компаний, то почему оно говорит это только сейчас?”.

Мы нуждаемся в кампаниях кибергигиены.

Базовые правила кибергигиены — менять пароли и не переходить по подозрительным ссылкам, — могли бы предотвратить 80-90% всех кибератак. “Почему наше правительство не информирует об этом людей? Реклама учит нас мыть руки перед едой, но почему она не учит нас этому?”.

Больше информации для противостояния в информационной войне.

НАТО и ЕС должны прилагать больше усилий для выявления, анализа и опровержения российской дезинформации. Страны ЕС и НАТО располагают в этом плане “кустарной индустрией”, но, “если увеличить финансирование в пять раз, то можно обеспечить достойный отпор”.

“Защита — это разоблачение. Разоблачите ботов и троллей, и ставьте на них отметку: российская пропаганда”.

Кошмарные сценарии

Мы также попросили каждого эксперта описать, какая угроза Соединенным Штатам и Европе не дает им спокойно спать.

“Опасность просчета…”

“Неуверенность Запада в себе. Это просто неприемлемо для нас”.

“То, что мы можем потерять веру друг в друга. Это самая опасная угроза”.

“То, что новая Администрация испортит все, чего мы добились за последние 50 лет”.

Фото: из открытых источников

 

Lifestyle