Джорж Сорос для Project Syndicate: Brexit реверсирует? (перевод)

20 июня 2017, 21:20 | Новости

Перевод статьи, опубликованной 19 июня на сайте издания Project Syndicate.

Автор: Джорж Сорос Перевод: Шарий.NET

Экономические реалии начинают развенчивать ложные надежды многих британцев. Год назад, когда большинство, хоть и с небольшим отрывом, проголосовало за выход Великобритании из состава Европейского Союза, люди поверили в обещания прессы и политиков, которые выступали за отсоединение. Их убедили в том, что Brexit никак не скажется на условиях жизни, но уже прошел год со дня референдума, а задолженность домашних хозяйств финансовым учреждениям только увеличилась.

Некоторое время такая стратегия приносила плоды, потому что увеличение объемов потребления домашними хозяйствами привело к стимулированию экономики. Но момент истины для британской экономики очень быстро приближается. Согласно последним показателям из отчетов Bank of England, рост окладов не поспевает за ростом инфляции, что означает – реальные доходы начали падать.

Поскольку эта тенденция, скорее всего, сохранится в ближайшие месяцы, домашние хозяйства очень скоро поймут, что их доходы падают; и это заставит их поумерить своё расточительство. После этого они обнаружат, что их долг слишком велик; это будет означать, что им нужно будет покрыть все существующие задолженности как можно быстрее, чтобы избежать дефолта, а это, в свою очередь, неизбежно заставит их снизить то самое потребление, которое и поддерживало экономику в целом.

Более того, Bank of England допустил ту же ошибку, что и все домохозяйства: он недооценил влияние инфляции, и вынужден будет реагировать путём повышения процентных ставок в проциклическом ключе. А повышенные процентные ставки усложнят процесс погашения долгов домохозяйствами.

Великобритания близка к переломному моменту, который характеризуется всевозможными нестабильными экономическими трендами. Под переломным моментом я понимаю так называемую «рефлексивность» — это ситуация, когда причина и следствие взаимно формируют друг друга.

Экономические реалии идут нога в ногу с политическими. Очевидным фактом является то, что и Великобритания, и ЕС пострадают от Brexit. Результаты референдума нельзя отменить, но мнение людей может измениться.

Именно это, по всей видимости, и происходит. Попытка премьер-министра Терезы Мэй укрепить свои позиции на переговорах с ЕС путём проведения внеочередных выборов в Великобритании провалилась: она потеряла парламентское большинство, что привело к расколотому парламенту (ни одна из партий не имеет большинства).

Одной из главных причин этого провала стало предложение Терезы Мэй, чтобы люди пожилого возраста оплачивали значительную часть социального обеспечения из своего кармана. Речь идет о деньгах, вычтенных из стоимости их дома. Этот «налог на слабоумие», как его называют, лишил Мэй основного ядра её электората – пожилых людей. Многие просто не проголосовали, а другие отдали свой голос оппонентам Консерваторов.

Активное участие молодежи тоже повлияло на поражение Мэй. Многие предпочли Лейбористов в знак протеста против текущей политики, а не потому, что хотят присоединиться к торговому союзу или потому что поддерживают Джереми Корбина, хоть он и показал себя в наилучшем свете в ходе кампании.

Отношение молодёжи к общему рынку диаметрально противоположно позиции Терезы Мэй и сторонников тяжелого Brexit. Молодые люди стремятся найти высокооплачиваемую работу, и для них неважно где – в Великобритании или Европе. В этом ключе, их интересам отвечает Лондон, где можно найти такие рабочие места. Если Мэй хочет удержаться в кресле, ей необходимо сменить подход к переговорам с ЕС. И всё указывает на то, что она готова сделать это.

Если Мэй изберёт примирительную стратегию, ей, вероятно, удастся достигнуть взаимопонимания с ЕС, чтобы остаться членом общего рынка до тех пор, пока не будет проделана вся необходимая работа в правовом поле. Для Евросоюза это тоже станет облегчением, ведь судный день, когда в бюджете блока образуется внушительная дыра без Великобритании, будет отложен. Такое соглашение выгодно обеим сторонам.

Только таким путём Мэй сможет убедить парламент принять все необходимые законы, которые должны вступить в силу до того, как переговоры подойдут к концу и Великобритания покинет ЕС. Возможно, ей придется отказаться от плохо продуманной коалиции с Юнионистами и сблизиться с Консерваторами из Шотландии, которые выступают за более плавный выход. Мэй также нужно искупить грехи Тори в Кенсингтоне, где недавно горел дом Grenfell Tower. В огне свои жизни потеряли 30 человек, а может быть и больше.

Если Мэй примет такую платформу, то она останется во главе правительства меньшинства, потому как никто не захочет занимать её место. Brexit будет длиться пять лет – как минимум. На протяжении этого периода пройдут еще одни выборы. Если всё пойдет хорошо, то обе стороны могут решить сойтись обратно, не доводя дело до развода.

Фото: cnbc.com

Lifestyle