Politico: Как Ле Пен сможет одержать победу (перевод)

2 мая 2017, 15:08 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте издания Politico 2 мая.

Автор: Николас Винокур Перевод: Шарий.NET

Она должна вернуть доверие консервативных избирателей и отговорить сторонников левых сил пойти на избирательные участки

Марин Ле Пен нуждается в идеальном политическом шторме, который поможет ей победить во втором туре в это воскресенье. Она стремится устроить настоящую бурю, разжигая гнев избирателей против своего центристского оппонента, убеждая сторонников левых сил воздержаться от голосования и возвращая себе доверие миллионов разочарованных консерваторов, успокаивая их, что ее планы по отношению к Европейскому Союзу не являются настолько радикальными, насколько они опасаются.

Ле Пен осознает, что ее победа все еще маловероятна. До голосования остается всего шесть дней, а все опросы общественного мнения свидетельствуют, что Макрон идет впереди с отрывом в 15-20%. Стоить отметить, что разрыв между Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон в США в аналогичный период был заметно меньше. Это значит, что Ле Пен должна заполучить еще несколько миллионов голосов, чтобы победить, — это весьма трудная задача для пожизненного аутсайдера. Большинство французов не верят в то, что ей удастся одержать победу, — только 15% французских избирателей видят ее на посту президента (согласно опросу Ifop, проведенному на прошлой неделе).

Но какими бы не были ее шансы, Ле Пен будет отчаянно сражаться до последней минуты. Она все еще надеется на подарок судьбы. Ее единственный шанс изменить расклад сил на шахматной доске – телевизионные дебаты в среду, в ходе которых она планирует «разоблачить» Макрона как банкира, который работает против Франции.

Последний забег с более четким посылом

Предвыборная кампания Ле Пен до первого тура была построена вокруг утверждения, что перед французами стоит бинарный выбор между «экономическим патриотизмом» в ее лице и оголтелой глобализацией. Проблема была в том, что основная группа ее сторонников в какой-то момент потеряла нить ее посыла. Ле Пен потеряла значительную долю поддержки в первые три месяца 2017 года. Она получила 21% голосов избирателей в первом туре, и это на несколько процентов ниже того результата, который прогнозировали ей в январе.

Эксперты от Национального Фронта провели анализ причин того, что произошло, и пришли к выводу, что выбор между экономическим патриотизмом и глобализацией – свободная торговля и открытые границы против планов Ле Пен покинуть торговые соглашения и ввести более жесткие ограничения на въезд в страну, – был слишком абстрактным для сторонников партии (в основном, рабочий класс), которые еще и неправильно истолковали его. Эту информацию сообщили представители Национального Фронта в комментарии для POLITICO. Некоторые неправильно истолковали понятие глобализации, а другие не поняли, что такое экономический патриотизм, который, в понимании Ле Пен, означает возвращение системы сдержек и противовесов.

Давайте используем посыл попроще – кандидат Марин Ле Пен защитит французов.

Это обращение было разработано стратегическим комитетом предвыборной кампании Ле Пен и главным аналитиком Дамьеном Филиппо (братом влиятельного вице-президента Национального Фронта Флориана Филиппо). Смысл обращения предельно ясен и может быть привлекательным как для правых, так и для левых избирателей.

«Нам нужно было что-то, что дошло бы до каждого», – объяснил Бертран Дютейл де ла Роше, высокопоставленный представитель кампании. «Она должна обращаться к избирателям и левого, и правого толка одновременно, но она не может попросить первых выключить телевизор, когда пытается достучаться до вторых, поэтому мы разработали защитную тактику».

«Это тот же посыл, что и раньше, просто теперь он звучит проще. Он обращен к каждому избирателю. В первую очередь, каждый француз хочет, чтобы государство защищало его от конкуренции, терроризма и массовой иммиграции».

Выступая в воскресенье с речью в Вильпенте, что недалеко от Парижа, Ле Пен пообещала стать «президентом, защищающим» французских граждан, «особенно, женщин», а также окружающую среду, национальные границы и «солидарность всех французов». Этот посыл определенно отличается от более ранних ее выступлений, когда она подчеркивала свою оппозицию Брюсселю и осуществляла нападки на Макрона, которого называла «кандидатом от финансистов».

Убедить консерваторов перестать нервничать

Попытка подстраховать себя, разработав обращение ко всем группам избирателей одновременно, очень похожа на действия Николя Саркози в 2012 году, когда он провалился на выборах и не был переизбран. Может быть, это не совпадение. Саркози сохраняет влияние в обществе, особенно на юге Франции, где Марин Ле Пен нужно значительно укрепить свои позиции. Она знает, что те, кто голосовали за Франсуа Фийона в первом туре, испытывают своего рода ностальгию по временам Саркози. Таким образом, Ле Пен предлагает им нового Саркози от националистических сил путем адаптации его посыла к обществу. Она также делает акцент на таких предложениях, которые точно западут в душу сторонникам Саркози – к примеру, вооружение муниципальной полиции и изменение законодательства, чтобы разрешить полиции открывать огонь первыми, если они столкнулись с чем-то, что воспринимают, как угрозу.

Использование сигналов Саркози является частью плана по завоеванию сердец неопределившихся консерваторов. Пока что 30% сторонников Фийона решили поддержать Ле Пен, а 41% – Макрона. Это значит, что еще почти 30% не приняли окончательного решения. Чтобы изменить расклад сил и заполучить эти голоса, Ле Пен пытается развеять их страхи насчет некоторых моментов ее предвыборной кампании: ее стремления провести референдум касательно членства Франции в ЕС и вернуть французскую валюту в случае, если избиратели решат покинуть блок. Это пугает тех, у кого есть сбережения, которые могут обесцениться, если страну ждет девальвация.

Ле Пен понимает это. «Некоторые консерваторы обеспокоены возможностью выхода из еврозоны», — уверен Жером Ривье, бывший член парламента от консерваторов, который примкнул к Ле Пен и является членом стратегического комитета ее кампании. Поэтому Ле Пен и пытается смягчить свою антиевропейскую риторику настолько быстро, насколько это возможно. Она даже назначила Николя Дюпон-Эньяна, независимого консервативного кандидата, который потерпел поражение, как своего потенциального премьер-министра. Сам же Дюпон-Эньян никогда полностью не поддерживал идею выхода из ЕС.

Это шаг – поддержка в обмен на кресло премьера (и кто знает какие еще уступки – он должен миллионы евро, которые были инвестированы в его кампанию, и которые не покроет государство) – стал главным актом открытости для лидера партии, которая известна замкнутостью и семейным руководством.

Это может сделать ее менее радиоактивной для консервативных избирателей, но может спровоцировать и путаницу. Когда Дюпон-Эньяна спросили о выходе из еврозоны, он ответил, что Франции понадобится год, чтобы покинуть валютный союз, хотя партия утверждает, что нужно всего шесть месяцев. Популярная племянница Марин Ле Пен Марион Ле Пен считает, что выход из еврозоны можно осуществить только через три года.

Кампания Ле Пен обещает, что ее поддержат еще некоторые влиятельные люди. «К нам примкнут, не могу назвать имен пока», — прокомментировал де ла Роше. Но даже если кто-то еще решится поддержать ее кандидатуру на пост президента, это не означает, что избиратели последуют за этими людьми. Только 38% сторонников Дюпона-Эньяна готовы проголосовать за Ле Пен, а 30% уже определились с поддержкой Макрона.

Ле Пен должна продолжать поиск новых источников голосов избирателей.

Убедить ультралевых пересидеть второй тур дома

Ле Пен подает себя в качестве «кандидата от народа», хотя и знает, что с консерваторами ей «светит» больше, чем с избирателями левого толка. Только 15% сторонников Жан-Люка Меланшона готовы поддержать ее во втором туре. Надежда на изменение доли поддержки исчезла, когда Меланшон призвал своих избирателей держаться подальше от Ле Пен. «Я обращаюсь ко всем, кто меня слушает. Не совершайте ужасную ошибку, голосуя за Национальный Фронт, потому что вы подтолкнете страну к огромному пожару с непредвиденными последствиями», – заявил Меланшон после нескольких дней, в течение которых он сохранял нейтралитет.

Поэтому кампания Ле Пен сфокусировалась на том, чтобы убедить сторонников Меланшона, идеи которых схожи с идеями сподвижников Берни Сандерса в США, воздержаться от голосования во втором туре. Этому уже способствует движение «ни-ни», которое возникло после поражения Меланшона в первом туре. В основе этого движения стоят 36% сторонников Меланшона, которые не хотят голосовать ни за Макрона, ни за Ле Пен.

Ле Пен хочет разжечь их ненависть по отношению к Макрону независимо от того, поддержат ли они ее. В результате она подстрекает людей против своего оппонента, клеймя его банкиром, страдающим от нарциссизма или продуктом непопулярного президента Франсуа Олланда, который стремится вести «молниеносные войны» против прав рабочего класса.

Ее кампания также распространяет листовки с целью подавить потенциальную поддержку Макрона. В этих листовках указаны все общие черты Меланшона и Ле Пен, что приводит к выводу: «Не голосуйте за Макрона».

Эту тактику подавления использовала и кампания Дональда Трампа. Она была нацелена на потенциальных сторонников Клинтон и распространяла негативные материалы в критические моменты, что позволило кандидату от Республиканцев заполучить большую поддержку. Ле Пен хочет добиться того же.

Французский физик Серж Галам, который предвидел победу Трампа, считает, что победа Ле Пен более вероятна, чем показывают опросы общественного мнения, и что ее тактика может быть эффективной. Она нуждается в избирательной явке своих сторонников на уровне 90%, а Макрону, согласно опросам, нужно всего 70%, чтобы победить, независимо от его поддержки. Однако сторонники Макрона все больше загораются его идеей, что не очень хорошо для Ле Пен.

Поставить на ошибки Макрона и победить в телевизионных дебатах

Макрон – новичок, и он провалил успешный старт второго тура. Тон его речи после оглашения результатов первого тура многих озадачил, более того – он сразу же поехал на прием, напичканный знаменитостями, выдавая неподходящий триумфализм. Потом он угодил в ловушку Ле Пен на фабрике Whirlpool, которая была закрыта на севере Франции. Пока она делала улыбчивые селфи с рабочими, он вел напряженный диалог с чиновниками возле входа на фабрику. Ле Пен надеется, что в последние дни таких легких побед станет больше.

«Такие ошибки намного лучше, чем множество речей, показывают, что один кандидат поддерживает рабочий класс, а другой является банкиром, который может предложить только дальнейшую деиндустриализацию», – считает Жан-Лин Лакапелль, который отвечает за мероприятия Ле Пен. «Я думаю, что Макрону не стоит делать ничего между турами, потому что каждый его шаг стает ошибкой».

Операция по победе над Макроном продолжается, но решающим моментом будут телевизионные дебаты. «Ходить от двери до двери – это хорошо на местных выборах, президентская же гонка требует ярких телевизионных моментов», — считает де ла Роше, — «Именно тогда люди и примут решение».

Кандидаты впервые встретятся один на один, поэтому последствия непредсказуемы. Макрон может быть нудным в вопросах политики, но коварным, когда дело дойдет до нападок. Ле Пен – прирожденный вышибала, но иногда и ее подкашивают лобовые столкновения.

Оба попытаются нокаутировать своего оппонента, представляя его и его планы сущим злом. Марин Ле Пен выставит Макрона в качестве бессовестного капиталиста, который стремится к эксплуатации рабочего класса. В свою очередь, Макрон, вероятно, напомнит избирателям, что в рядах Национального Фронта, от управления которым Ле Пен временно отошла, ревизионисты Холокоста занимают весьма высокие посты, а корни самой партии можно проследить вплоть до режима Виши и сторонников идеи французского Алжира.

Детали подготовки Ле Пен к дебатам не раскрываются. «Это секрет», — пояснил де ла Роше.

Скрестить пальцы и уповать на «Черного лебедя» — непредвиденное обстоятельство

Ле Пен поверила, что сможет победить на выборах, когда кампания Фийона начала загибаться в результате множественных скандалов, сообщает представитель партии. Но ее приближенные не разделяют слепой веры в успешный исход. «Я такой же, как и вы. Я вижу результаты опросов. Это будет очень тяжело».

В отсутствии четкого видения успешного исхода надежда возлагается и на непредвиденное событие, которое может обернуть все в пользу Ле Пен. Одна из возможностей – появление компрометирующих материалов на Макрона в результате взлома внутренних коммуникаций его кампании, что аналогичным образом, как в случае с Клинтон, навредит ему. Согласно данным аналитической компании Trend Micro, электронная почта сотрудников кампании Макрона ежедневно подвергается «фишинговым» атакам, которые осуществляются теми же хакерами, связанными с Россией, что действовали против Клинтон.

Начальник кибер-безопасности уверяет, что хакеры пока не добились успеха. Кампания Макрона приняла экстраординарные меры по защите своих коммуникаций, включая протокол одновременной смены всех паролей, если попытка взлома увенчалась успехом. Но стопроцентной безопасности не бывает. Какие-то документы все-таки могут быть украдены в последний момент. Все, что укажет на сговор между Макроном и Олландом, который почти полностью потерял популярность в народе, будет настолько же разрушительным, насколько связи с Уолл-стрит.

Теракт также может изменить расклад. Согласно данным опроса, стрельба на Елисейских полях за несколько дней до первого тура, когда погиб полицейский, возымела не очень сильный эффект на избирателей. Однако более «беспрецедентная атака» может «заставить французских граждан пересмотреть свое решение» — таково мнение Николя Лебурга, историка, который изучает деятельность ультраправых.

Поскольку второй тур все ближе, ни один представитель партии не захотел говорить о терактах. Полтора года назад ситуация была иной. Тогда высокопоставленный представитель Национального Фронта в комментарии для POLITICO предположил: «Еще десять таких терактов и место в Елисейском дворце для нее гарантировано».

С того момента Франция пережила ряд ужасных терактов, включая Ниццу, где погибло 86 человек. В воскресенье, когда французы проголосуют, мы узнаем, насколько новый посыл Ле Пен о «защите» повлиял на умы избирателей.

Фото: nbcnews.com

Lifestyle