Politico: Как проиграть и победить одновременно – 5 ключевых аспектов выборов в Нидерландах (перевод)

16 марта 2017, 16:13 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте издания Politico 16 марта.

Автор: Наоми О’Лири. Перевод: Шарий.NET

Премьер-министр Рютте одержал победу на выборах, несмотря на потерю мест в Парламенте. Конфликт с Турцией укрепил его позиции.

Не очень часто случается так, что вы теряете четверть ваших мест в Парламенте, но все равно выходите победителем. Но именно это, согласно экзит-поллам и предварительным результатам выборов, случилось с голландским премьер-министром Марком Рютте.

Правоцентристская партия Рютте VVD остается крупнейшей в голландском Парламенте, а праворадикальный лидер Герт Вилдерс не смог завершить популистский хет-трик после Брексита и победы Дональда Трампа. Партия Вилдерса PVV боролась за второе место с двумя другими политическими силами. Он добился большей поддержки, чем в 2012 году, но меньших успехов, чем два года назад.

Перед вами 5 ключевых выводов:

1. Турецкая драма, вероятно, помогла Рютте

Эти выборы не сильно обсуждались в СМИ до того момента, как на сцене появился президент Турции Эрдоган. Вопреки пожеланиям голландского правительства, Эрдоган отправил своего министра иностранных дел Чавушоглу в Роттердам, чтобы последний обратился к тамошней турецкой общине и убедил ее поддержать на апрельском референдуме изменения в Конституцию, которые предоставят президенту Турции новые полномочия. Когда власти заблокировали эту попытку, другой министр, Фатма Бетюль Сайан Кайа, была отправлена на машине из Германии в Нидерланды. Полиция вмешалась, когда автомобиль подъезжал к консульству в Роттердаме. Начались протесты, и фотографии быстро распространились по возмущенным турецким СМИ. Эрдоган, в свою очередь, назвал голландцев «нацистскими пережитками».

Таким образом, в рамках удручающе скучной предвыборной гонки наконец случилось что-то интересное. Рютте получил возможность наладить контакт с теми избирателями, которые были искушены популистскими кандидатами.

«Он должен был изгнать женщину с покрытой головой – эта была мечта электората. Вы не смогли бы написать такой сценарий», — считает Андре Кроувел, политолог из Амстердама.

В конце концов, на протяжении всей кампании Рютте подчеркивал свою опытность как «премьера», и это принесло свои плоды.

На этот раз в бюллетене было 28 политических партий, но, на самом деле, голландцы колебались между двумя или тремя. Позиция избирателей часто менялась, ведь в положении силы почти ежедневно оказывалась другая политическая партия. Рютте надеялся получить от 24 до 28 мест в Парламенте. Он в долгу перед Эрдоганом за несколько дополнительных мест.

2. Настоящая борьба впереди

На самом деле, результаты выборов беспорядочны. Избиратели лишили своей поддержки все традиционные партии поголовно. И хотя партия Рютте действительно самая крупная в Парламенте, она занимает всего 31-32 места. Большинство в голландском парламенте обеспечивают 76 голосов. Поэтому у Рютте впереди долгий путь. Рютте почти наверняка начнет ухаживать за своими ближайшими политическими соседями – CDA и либеральной D66, которые, согласно прогнозам, должны занять по 19 мест каждая.

Но даже вместе они не насобирают 76 голосов. Потребуются представители левых сил, чтобы заполнить пробел. Речь идет либо о Партии Зеленых, либо о лейбористах, которые могут поддаться соблазну залечь на дно и зализывать раны.

3. Лейбористы были сокрушены

Партия лейбористов – титан голландской политики, который когда-то управлял огромным большинством голосов в парламенте. Согласно оценкам телекомпании NOS, лейбористы потерпели крупнейшее поражение в голландской политике, ведь из 38 мест в законодательном органе у них, по прогнозам, останется всего девять. Эта жестокая цена, которую лейбористы заплатили за коалицию с Рютте в 2012 году. Эта также последствие дилеммы, которая преследует левые силы по всей Европе: если они начинают тяготеть к центру, традиционные избиратели лишают их поддержки; если же они ужесточает левые взгляды, умеренные избиратели не будут за них голосовать.

4. Проевропейские партии извлекли много выгод

Голландские выборы рассматривались на международной арене как референдум о статусе ЕС. Это, конечно, упрощенный взгляд, но, если и можно сделать какие-то выводы, то голландцы определенно не отвергли европейский блок. Две партии извлекли значительные выгоды, так как их кампании были завязаны на проевропейских взглядах (Зеленые и D66). Представители одной из этих партий, как минимум, войдут в следующее правительство. Брюссель может рассчитывать на надежного союзника в преддверии переговоров по Брекситу.

5. Для Зеленых на первом месте стоит партия, потом – дилемма

Зеленые левые показали исторический результат. Результаты поразительные. Партия, скорее всего, увеличит количество мест с 4 до 16. Однако, этой победы недостаточно, чтобы сделать партию большим игроком. Даже если тридцатилетний Джесси Клавер стал лидером левых, как и планировал, то левые силы все равно не в лучшем состоянии. Клавер сумел заразить людей энтузиазмом, убедив их, что создание левой коалиции возможно. Эта гипотеза результатами выборов не подтвердилась. Сегодня Зеленые будут праздновать, но завтра Клавер столкнется с дилеммой: стоит ли использовать построенное им движение для обеспечения большинства для правоцентристского премьера. Клавер жаждет власти, но, как показывает опыт лейбористов, избиратели не простят ему, если он решится ее взять.

Фото: blog.martinvisser.info

Lifestyle