NYT: Сделка с Евросоюзом не оправдывает надежд украинских фермеров (перевод)

26 декабря 2016, 22:49 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте NYT 23 декабря. 

Метель подметает улицы. Все въезжающие машины преодолевают ров с 30 сантиметрами дезинфицирующей жидкости – профилактика заболеваний, которые они могли привести на колесах. Компьютеры повышают и понижают уровень освещения, имитируя суточные ритмы.  Пейзаж пустынен. В каждом четвертом здании ничего нет. Грузовиков приезжает гораздо меньше, чем в прошлые годы.

Как и на большей части территории Украины, для птицефабрики «Славяне» и около миллиона ее пернатых обитателей наступили тяжелые времена.

«Мы могли бы быть игроком, и довольно серьезным, – сетует Олег Бахматюк, руководитель холдинга «Авангард», крупнейшего производителя яиц в Украине. – Могли бы быть крупным поставщиком».

Состояние дел в его компании, как и во всем сельском хозяйстве, объясняет повсеместно наблюдаемое в Украине разочарование торговым соглашением с Европейским союзом, подписанное два года назад. Новое положение, вступающее в силу с января, включает протекционистские меры для производителей внутри европейского блока, что фактически лишило самых успешных производителей Украины каких-либо надежд в этом направлении.

По ряду экономических и политических причин единственным успешным капиталистическим достижением Украины после падения коммунизма стали огромные высокотехнологичные птицефабрики, одни из крупнейших в мире. В лучшие годы на предприятиях «Авангарда» в общей сложности размещалось 30 миллионов кур-несушек. Благодаря дешевому зерну и рабочей силе холдинг ежегодно производил миллиарды яиц с низкой себестоимостью. В Украине оптовая цена на яйца с учетом обменного курса – всего 2,4 российских рубля, по сравнению с 15 рублями в Польше и 21 рублем в Германии.

В поселке Садки-Строевка кур живет в несколько десятков тысяч раз больше, чем людей. В каждом курятнике – примерно 100 000 кудахчущих и клюющих зерно несушек. Клетки тянутся насколько хватает глаз. В этих зданиях, пахнущих дезраствором и куриным пометом, разместился и отлажено работает необычайно эффективный механизм по производству яиц.

Корм поступает по одной конвейерной ленте, яйца уезжают по другой. Свет автоматически регулируется, чтобы сделать суточные ритмы птиц максимально эффективными. На сборочном конвейере столько яиц, что он напоминает бурлящий поток. Возможностей было так много, что Бахматюк, которого называют не иначе как «яичным королем» Украины, перешел в агробизнес из нефтегазовой отрасли.

В 2013 году «Авангард» появился на Лондонской бирже и с тех пор постоянно наращивал мощности. Будущее казалось радужным.  В том же году украинский президент отклонил торговое соглашение с Евросоюзом, предпочтя заключить сделку с Россией. Проевропейски настроенные граждане вышли на улицы Киева в знак протеста, который вылился в революцию.

В 2014 году новое правительство Украины снова обратило свой взор в Европу, подписав Соглашение об ассоциации. Это соглашение обещало большое будущее для страны и ее 42-миллионного населения, и европейские лидеры призывали Киев развернуться на Запад.

Сельскому хозяйству внимания уделялось недостаточно. В целом в переговорах о торговом сотрудничестве это довольно сложная тема. Сельскохозяйственный сектор традиционно является крупным и большинство стран рассматривают эту отрасль как стратегически значимую. Кроме того, она очень чувствительна к себестоимости продукции, а это значит, что приход на рынок дешевых продуктов питания со стороны вызывает у местных производителей панику.

Сельскохозяйственная продукция составляет 40% украинского экспорта. А тарифные квоты на бóльшую часть сельхозпродукции ничтожно малы. Например, годовая квота на мед была исчерпана в первые шесть недель. Квота на беспошлинный ввоз яиц в ЕС для Украины составляет примерно полтора процента годового объема производства одного только «Авангарда», не говоря о том, что этот производитель далеко не единственный.

«Европа могла бы открыть свои границы гораздо шире, – комментирует руководитель Киевской школы экономики Тимофей Милованов. – Украинцы связывают движение к Евросоюзу с ценностями, такими как борьба с коррупцией».

Соглашение само по себе, на самом деле не очень благоприятно для сельскохозяйственного сектора, но у него были и другие последствия. Его подписание в марте 2014 года немедленно привело к конфликту с мощным соседом – Россией, аннексии Крыма и установлении контроля пророссийских сепаратистов над восточными областями Украины.

Мощности «Авангарда» сократились на 7 фабрик и 7,5 миллиона голов птицы. Сейчас на фабриках холдинга содержится всего 10,7 миллионов несушек – меньше половины довоенных показателей.

В сущности, соглашение нанесло сельскому хозяйству Украины двойной удар: его оказалось достаточно, чтобы разозлить Россию, а немедленной выгоды от открытия нового прибыльного рынка сбыта не последовало. Вдобавок к этому, «Авангарда» пострадал из-за нестабильности на Ближнем Востоке.

Ирак был одним из крупнейших заказчиков компании: еще в 2013 году киевские предприятия поставляли туда 800 миллионов яиц в год — примерно 15% годового объема производства. После того, как экстремисты «Исламского государства» взяли контроль над иракским городом Мосул и большей частью территории страны летом 2014 года, поставки в зоны боевых действий снизились до катастрофических пределов.

Но и на этом, как отметил Бахматюк, трудности не заканчиваются.

«Нам нужны капитальные и торговые инвестиции, – отметил он. – Нет ликвидности. Мы теряем рынок экспорта. Будучи сельскохозяйственной территорией, мы откатываемся назад».

Впрочем, сделка с Евросоюзом принесла Украине не только убытки. Многие предприятия от этого сотрудничества только выиграли.

Инвестиции потекли в западные регионы страны, граничащие с Польшей, Венгрией и Румынией. Несколько поставщиков запчастей для автомобилей европейских и азиатских марок уже открыли или объявили о намерении открыть небольшие заводы для экспорта продукции в Европу. Хорошо дела идут и в нишевых отраслях, например, в производстве лыж.

Даже украинские фермеры получили некоторую выгоду, правда, косвенно. Подписав Соглашение, Украина согласилась производить пищевую продукцию, соответствующую европейским стандартам качества. Это упростит ей выход на новые рынки, например, китайский.

В этом направлении смотрит и Бахматюк. Новая стратегия предусматривает переход «Авангарда» на продажу менее рентабельного яичного порошка, используемого для заводской выпечки и производства макаронных изделий в Китай. В холдинге надеются подписать договор о поставках в наступающем году.  Однако будущее соглашения остается туманным.

Победа на президентских выборах Дональда Трампа, намеревающегося восстановить дружеские отношения с Россией, вызывает вопросы о том, продолжат ли США поддерживать Украину. Даже внутри Евросоюза отношение к Соглашению неоднозначное. Так, по результатам референдума, прошедшего в Нидерландах в апреле (результаты которого, впрочем, не имеют обязывающей юридической силы), две трети населения этой страны хотели бы, чтобы правительство отказалось от ее участия в Соглашении.

«Инвесторы спрашивают: когда вы начнете поставки в Европу?», – рассказывает Вячеслав Коцун, руководитель одной из птицефабрик «Авангарда».

«Эту проблему нужно решать быстро, – добавляет он. – Существующие квоты – мизерные».

Фото: Getty images

Lifestyle