EurActiv: В Украине крепнут евроскептические настроения (перевод)

24 декабря 2016, 22:49 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте EurActiv 23 декабря.

Путь Украины на Запад лишь начался, а евроскептицизм уже зародился и может прогрессировать в дальнейшем

На улице бушевала метель, а Ольга тем временем достала из сумки пачку банкнот и начала вставлять их в терминал по одной. Чтобы ввести в терминал 1200 гривен понадобилась достаточно длительная операция, но, учитывая девальвацию в 300% с 2013 года, эта сумма составляет не более 40 евро.

В свои 30 с небольшим, Ольга является новым поколением и принадлежит к тому профессиональному классу, который поддерживает реформаторские силы в Украине. Несмотря на зарплату, которая составляет 500 долларов (минимальный оклад в Украине равен 1600 гривнам – 55 долларам), она изо всех сил пытается почувствовать себя молодой европейкой, хотя покупка недвижимого имущества или же просто денежные сбережения находятся далеко за пределами ее возможностей.

Другие слои населения живут, ясное дело, еще хуже и изо всех сил пытаются платить за растущие коммунальные счета, которые являются побочным эффектом макроэкономических реформ, проводимых правительством на протяжении последних лет по указке МВФ, от кредитов которого Украина зависит, чтобы избежать банкротства.

Два года назад многие лелеяли надежду на более тесные отношения с Европой, которая стала маяком верховенства права и лучших возможностей в отличие от коррупции и произвола путинской России. Но теперь люди разочаровываются в Европе. Справедливо или нет, но многие украинцы считают, что ключевые члены ЕС тормозят процесс и не хотят выполнять обещания, которые были даны Украине. Вполне резонные опасения возникают и по поводу антиэмигрантских настроений и укрепления пропутинских сил по обе стороны Атлантики, а также будущего ЕС в целом. Добавьте к этому напряжение из-за войны с Россией и её ставленниками на востоке страны, человеческим потерям и поляризованному политическому влиянию на эти события.

СМИ, принадлежащие олигархам, и популистские лидеры все смелее продвигают негативные настроения по отношению к Европейскому Союзу, которые не показались бы неуместными в Британии после Брексита. Проевропейские игроки и правительственные чиновники истощены после нескольких лет тяжелой работы в ухудшающейся политической среде. Они сетуют, что ЕС «не помогает» им. Этот аргумент в разы усиливается их политическими оппонентами.

Украинских евроскептиков, прежде всего, представляет разношерстный пророссийский Оппозиционный Блок (которые обратились за дружбой к единомышленникам внутри ЕС), националисты (партия Олега Ляшко, которая задает «порку» ЕС, и праворадикальный батальон Азов, который представлен в политической жизни в качестве партии Национальный Корпус), а также непокорные представители правящих партий, которые стремятся потопить реформы. Некоторые из этих направлений играются с понятием «третьего пути для Украины» – ни Россия, ни ЕС. В то же время, поклонники пророссийской и антимайдановской дезинформации уверены, что Украина сделала ошибку, выбрав загнивающую Европу, и вскорости падет.

В то время, как охваченный кризисом ЕС теряет рычаги влияния на соседние страны, даже на Балканах, Союз до сих пор влиял на Украину. Давление, которые оказывали США, ЕС, гражданское общество и МВФ, во многом объясняют прогресс с 2014 года. Но все может пойти не так, а реформаторы могут быть лишены власти, если участие ЕС не материализуется, или же, если конфликты внутри ЕС и дальше продолжат негативно влиять на Украину.

Вопрос визовой либерализации олицетворяет эту проблему. Безвизовые путешествия являются ключевым достоянием ЕС, поэтому это было сильным толчком для антикоррупционных действий в Украине. Тем не менее, у многих складывается впечатление, что этот процесс затягивают намеренно.  Типичные стычки внутри самого ЕС по поводу условий «экстренной отмены» безвизового режима сложно объяснить украинцам, которые видят лишь, как страны ЕС затягивают процесс, потому что больше обеспокоены внутренними проблемами, чем украинскими или даже европейскими. Если вопрос будет откладываться и после выборов в Германии и Франции, то доверие к ЕС сильно пострадает.

Действительно, каждому жесту или обещанию со стороны ЕС в пользу Украины предшествует удар со стороны одного из членов европейского блока. Вскоре после объявления о соглашении о безвизовом режиме, премьер-министр Нидерландов Рютте, находясь под давлением роста популярности праворадикального Герта Вилдерса, пригрозил заблокировать ратификацию Соглашения об Ассоциации с Украиной. Несмотря на то, что 27 членов ЕС ратифицировали соглашение на тот момент, Рютте потребовал гарантии, что договор не предполагает военных обязательств и членство Украины в ЕС в будущем.

Несмотря на то, что договор с Украиной и не предполагал ничего из вышеуказанного, на последнем саммите ЕС Рютте получил гарантии. Рютте хотел исключить идею членства вообще, но другие члены ЕС посчитали это неприемлемым. Посыл, как его поняла Ольга, был вполне ясен: «не рассчитывайте на помощь, даже если станет хуже, потому что мы не считаем вас европейцами».

В результате, имидж ЕС намного ухудшился, нивелируя факт внушительной помощи в других сферах. Это случилось в момент, когда ЕС нуждается в рычагах влияния больше, чем когда-либо, чтобы предотвратить срыв Минского процесса и сдержать контрреволюцию власть имущих и олигархов – особенно в контексте укрепления нелиберальной политики в Киеве, в результате которой проевропейские реформаторы оказались в осаде.

Многие украинцы, но не их элиты, доказали, что являются более приверженными европейцами, чем многие в ЕС. Их несчастье мотивирует их, как отметил известный украинский интеллектуал, а Запад безрассудно играется с коллапсом. Их подвиг заключается в том, что большинство из них еще не пошли шовинистическим и популистическим путем, как многие в ЕС и США. Но все может измениться, если Украина останется наедине с войной, экономическим кризисом и популистами.

Как это обычно бывает в таких ситуациях, многие реформы дадут результат лишь в среднесрочной перспективе. Поэтому лучшая стратегия для европейцев заключается в терпении. ЕС должен держать тот же курс и осуществлять давление, чтобы стимулировать реформы, особенно в советизированном силовом секторе. Чрезмерная сосредоточенность на политических аспектах Минских соглашений может привести к повторению ошибок, сделанных в Боснии и Македонии; соглашения по разделению полномочий часто приводят к срыву процессов и нивелированию демократической консолидации.

Украинцы – люди упрямые. Они пытаются обрести себя на пути построения демократического государства, в попытке оставить предыдущие мафиозные системы позади и отстоять свой суверенитет. Европа может поспособствовать этому процессу и, возможно, найти новый смысл существования.

В прежние времена, европейские страны вкладывали бы намного больше усилий, чтобы оставаться едиными, несмотря на мелкие разногласия. Сегодня, европейцам следует, по крайней мере, соблюдать принцип «не навреди» соседу и партнеру, далекому и не такому далекому.

Фото: EPA

Lifestyle