Fortune: Смерть Кастро может изменить динамику кубинских реформ (перевод)

27 ноября 2016, 16:50 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте Fortune 26 ноября.

Многое зависит от Трампа

Смерть Фиделя Кастро может повлиять на ускорение экономических реформ правительства Рауля Кастро, но это будет сильно зависеть от политики новоизбранного президента Дональда Трампа по отношению к коммунистическому режиму на Кубе. Выберет ли он сотрудничество или конфронтацию?

В последние годы Рауль Кастро имплементировал реформы, ориентированные на рыночную экономику. Их развитие значительно замедлилось, потому что Рауль Кастро сохранил внушительное влияние на старую гвардию, которая все еще не доверяет свободным рынкам и перспективе улучшения отношений с Вашингтоном.

Два года назад Рауль Кастро добился разрядки в отношениях со своим давним соперником. Возобновились коммерческие полеты, долларовые переводы и поток американских туристов на бедный карибский остров.

Все это легко может быть сведено на нет, если Трамп примет решение в пользу конфронтации. Именно эту позицию он занимал в конце своей предвыборной кампании, пообещав закрыть американское посольство на Кубе, которое было открыто в прошлом году после пятидесятилетнего перерыва. Также он заверил, что пересмотрит договор о нормализации отношений с этой страной, подписанный Обамой.

Но смерть Кастро может быть и возможностью для Трампа сохранить текущую динамику в отношениях, ведь её поддерживают избиратели и предприниматели.

Фидель Кастро умер в 90 лет. Его брату уже 85, и он пообещал покинуть свой пост в начале 2018 года. Это упрощает работу на символическом уровне.

Трамп не упоминал Кубу после своего избрания. Его комментарии по поводу смерти Кастро не проясняют его будущую политику по отношению к этому государству.

«Хотя трагедии, смерть и боль, которую принес Фидель Кастро, невозможно забыть, наша Администрация сделает все возможное для того, чтобы кубинцы начали свой путь к процветанию и свободе», – заявил Трамп.

Ричард Файнберг, бывший советник по национальной безопасности президента Билла Клинтона, считает, что Трамп вряд ли денонсирует соглашение о нормализации отношений.

«Со смертью Фиделя исчез и объект ненависти, страха и мести для многих американцев кубинского происхождения. В результате, один из самых длинных исторических конфликтов подошел к концу, открыв перспективу воссоединения кубинской семьи», – пояснил Файнберг свою позицию.

«В национальных интересах США противостоять Китаю и России в борьбе за влияние на Кубе и во всем Карибском регионе. Куба должна рассматриваться как природный союзник в борьбе с терроризмом», – добавил он.

В краткосрочной перспективе, Куба, скорее всего, станет свидетелем демонстрации поддержки коммунистической идеи Кастро со стороны правительства.

Первым признаком является решение правительства, принятое в субботу. Оно предполагает, что миллионы кубинцев подпишут документ, в котором пообещают быть верными идеям революции Кастро, «чтобы увековечить его идеи и наш социализм».

Даже после своего ухода с поста президента, Кастро оставался опорой для старой гвардии в политической иерархии и бюрократии, которая ставила под сомнения стремление Рауля Кастро создать социалистическую экономику с сильной ролью частного бизнеса.

Со временем, это влияние канет в Лету, что даст возможность правительству Рауля Кастро и будущим реформатором двигаться вперед.

«Это лишает консерваторов суда последней инстанции и дает надежду молодым реформаторам, которые выступают за динамичные экономические реформы», – такое мнение высказал Дэвид Джессоп, британский бизнес консультант по делам Карибского региона.

Внутреннее устройство кубинской структуры власти всегда было неоднозначным, поэтому не все считают, что именно Фидель стоял за оппозицией рыночным реформам, таким как разрешение фермерам продавать товары по рыночной цене и разрешение на частный импорт и экспорт.

Чиновники среднего звена боятся потерять власть над системой, поэтому тормозят экономические реформы, анонсированные Раулем Кастро в 2011 году.

«Он уже давно был не у дел, поэтому его смерть вряд ли повлияет на модернизацию, запущенную Раулем Кастро, – считает Уильям ЛеоГранде, соавтор книги об отношениях между США и Кубой. – Конечно, часть бюрократии верна позиции Фиделя и его враждебности по отношению к рынкам. Они были и будут помехой на пути реформ».

Трамп может решить, что смерть Фиделя – это возможность оказать давление на коммунистическое правительство с целью получить кое-какие уступки, к примеру – освобождение политических диссидентов и льготный доступ американских товаров на Кубу.

«Трамп может возродить враждебную политику…чтобы доказать, что он сильный человек, ведь именно так он себя и поставил», – считает Пол Хэйр, бывший британский посол на Кубе.

Куба полагалась на экономическую помощь Венесуэлы, но, учитывая внутреннюю нестабильность в самой Венесуэле, вряд ли Гаване стоит рассчитывать на те же субсидированные объёмы нефти, что и раньше.

Более тесные отношения с США помогли, но откат назад сильно ударит по кубинской экономике, как это уже сделали дешевые сырьевые продукты.

Агрессивная политика Трампа закроет возможности для американских предприятий, открыв окно возможностей для европейских и азиатских компаний. Это ударит по компании American Airlines, которая запустит первый за полвека коммерческий полет в Гавану.

«Смерть Фиделя Кастро – лишь еще одна причина продолжать политику последних двух лет. На Кубе грядут перемены, США могут принять участие или же четыре последующих года оставаться на задворках», – выразил мнение Джейсон Маркзак, член Atlantic Council в Вашингтоне.

Фото: AP

Lifestyle