Forbes: Турция пошла на примирение с Россией (перевод)

6 июля 2016, 12:40 | Новости

Перевод статьи, опубликованной 5 июля на сайте Forbes

Америка тоже должна закончить новую Холодную войну против Москвы

Турция и Россия поцеловались и помирились. Или, по крайней мере, сделали дипломатический эквивалент этих действий. Президент Эрдоган выразил сожаление по поводу сбитого российского самолета в прошлом ноябре. Президент Путин начал отменять некоторые санкции своего правительства. Начались разговоры о возможном сотрудничестве в Сирии.

Спад напряженности между странами благоприятно скажется и на них, и на регионе в целом. Также это актуально и для США и для НАТО. Конфликт между Анкарой и Москвой из-за сирийской гражданской войны был бы просто безумием. Такая война могла бы обернуться катастрофой, если были бы втянуты США и НАТО. Америка должна восстановить свои отношения с Россией.

На протяжении веков Турция и Россия воевали друг с другом из-за территориальных амбиций и доступа к Черному морю. Европейцы поддержали Османскую империю в Крымской войне против Российской империи. Во время Первой мировой войны Европа раскололась, а османы и русские снова оказались по разные стороны баррикад. Обе монархии пали. Анкара избежала участия во Второй мировой войне, но во времена Холодной войны присоединилась к НАТО, получив поддержку Европы и США против Советского Союза.

После падения СССР, отношения между Анкарой и Москвой наладились. Турция, по большей части, не занимала никакой позиции в период недавнего ухудшения отношений между Западом и Россией. Турция – крупный потребитель энергии; в Анкаре рассматривают Россию, как полезный противовес Европе, которая критикует растущую репрессивность режима Эрдогана. Но все изменилось с того момента, когда турки сбили российский военный самолет, который пересек турецкую границу на короткое время.

Турки знали, что самолет не нанесет никакого вреда. Вполне вероятно, Эрдоган хотел наказать Россию за поддержку сирийского правительства, которое он хочет сокрушить, и за стрельбу по туркменским повстанцам – союзникам Анкары. Кроме того, он, вероятно, думал, что российский ответный удар вынудит остальных членов альянса вмешаться в сирийский конфликт на стороне Турции.

Однако, вопреки всем сравнениям Путина со Сталиным и Гитлером, российский лидер ответил очень осмотрительно. Россия ввела экономические санкции и пригрозила возмездием, если подобный инцидент повторится. Путин также усилил давление на сирийских повстанцев, включая те группировки, которые пользуются поддержкой Анкары, и поддержал курдские силы, которые в Анкаре считают террористическими, так как связаны с PKK. Тем не менее, Москва всячески избегала вмешательства НАТО.

Турция ослабла в геополитическом плане. И хотя Вашингтон и НАТО выразили официальную поддержку Турции, они также заявили о своем раздражении по поводу безрассудства Эрдогана. «НАТО не может позволить себе быть втянутым в военную эскалацию с Россией из-за недавнего конфликта России и Турции», — сказал министр иностранных дел Люксембурга. По некоторым сообщениям, официальные лица Альянса предупредили Анкару, чтобы та любым способом избежала военного столкновения.

Администрация Обамы отказалась продумать удары по российским силам. Некоторые кандидаты от Республиканской партии пригрозили сбивать российские истребители и ввести бесполетную зону над Сирией. Но мизерная часть американцев, которые подавляющим большинством отвергли предложение Барака Обамы вмешаться еще, когда правительство Башара Асада использовало химическое оружие, поддержала эту идею. Дональд Трамп же, победив ястребов, предложил более примирительную политику по отношению к Москве.

У Анкары и Вашингтона также появились конфликтные интересы в Сирии. США сконцентрировались на борьбе с Исламским государством и сотрудничают с курдами, несмотря на ярость Эрдогана. Москва ведет переговоры с США, чтобы выработать план по прекращению огня для того, чтобы утихомирить бои в Сирии. Россия куда ближе к достижению своих целей в Сирии, чем Анкара. Военная мощь правительства Асада возродилась.

Эрдоган столкнулся и с другими проблемами. Из-за спада экономики турки больше не хотят терпеть безудержную коррупцию. Президент сохранил поддержку большинства населения, но политическая поляризация провоцирует внутреннее насилие. Анкара нарушило перемирие с PKK для политической выгоды. Усиление авторитаризма – война против прессы и критиков Эрдогана, — спровоцировало усиление международного раздражения, особенно – в Европе. Толерантность турецкого правительства к действиям Исламского государства испарилась после ряда террористических актов, последний из которых случился в стамбульском аэропорту.

В Анкаре запустили несколько дипломатических инициатив. Сначала подписали противоречивый договор с Европой о предотвращении бесконтрольного движения беженцев дальше на север. Более того, Турция нормализовала отношения с Израилем, которые испортились после атаки на турецкое судно в 2010 году. Теперь Анкара пошла на сближение с Москвой.

По некоторым сообщениям, около месяца назад Эрдогана попытался наладить отношения в личном разговоре с Путиным, но российский президент настоял на публичных извинениях. Поэтому в конце прошлого месяца Эрдоган написал письмо, в котором выражал свои соболезнования семье погибшего пилота. В совместном коммюнике была сказано, что Турция не стремилась сбить российский самолет. Являлось ли письмо «извинениями» — спорный вопрос, но очевидно то, что Турция отступила. Пресс-секретарь турецкого правительства заявил, что Россия и Турция договорились «без промедлений принять все необходимые меры для улучшения двухсторонних отношений». Более того, в Анкаре пообещали отдать под суд турецкого гражданина, который воюет с этническими турецкими повстанцами в Сирии, за гибель пилота. 

Очевидно, что от примирения выигрывают и Россия, и Турция. Москва объявила о намерении отменить торговый и туристический запрет. Сумма, стоящая на кону, скромная, но решение важно в символическом плане. Более того, встретились министры иностранных дел; вполне возможно, что скоро состоится и встреча президентов. И хотя различия в позициях государств по Сирии почти невозможно преодолеть, любой спад напряжения благоприятствует достижению какого-либо соглашения между США и Россией.

Примирение с Россией возвращает правительство Эрдогана к его предыдущей цели – «не иметь врагов» среди соседей. Эта политика давно запнулась, потому что турецкое влияние стало ослабевать. Восстановление рабочих отношений с Россией и Израилем должно позволить Анкаре более уверено влиять на ситуацию в регионе, особенно в плане Сирии и курдов.

Более того, и Турция, и Россия разделяют общие цели в борьбе с терроризмом. Один из трех террористов в стамбульском аэропорту якобы был российским гражданином. Организовал теракт, как сообщается, еще один российский гражданин – чеченец. Около 4 000 чеченцев, по некоторым данным, отправились в Сирию на войну. Мусульманская Чечня – источник террористических действий против России и других стран.

Что-то, смахивающие на сотрудничество между Анкарой и Москвой, может облегчить американо-российские отношения в контексте региональной политики. Согласие Турции с ролью Асада в данный момент может ослабить стремление Вашингтона свергнуть сирийского президента. Стремление Турции победить Исламское государство на суше может ослабить американскую поддержку курдов. Если бездна между Россией и Турцией по поводу Сирии начнет уменьшаться, аналогичное сближение может произойти между Америкой и Россией.

Решение Анкары пойти на уступки России для разрядки отношений – модель для администрации Обамы. Агрессивная политика Москвы по отношению к Украине и Грузии – жестока и прискорбна, но она не угрожает США. Оба этих государств длительное время контролировались Москвой – сначала во времена Россией империи, потом во время СССР. Ни раз ни одно из этих государств не было признано важным для безопасности США.

Гордыня Вашингтона лишь раздувает паранойю в Москве. А поглощение НАТО постсоветских государств и экспансия к российской границе в Москве рассматривается, как враждебные действия. Еще худший результат дало обещание членства в Альянсе Грузии и Украине и вмешательство с целью помочь свергнуть пророссийского президента в Киеве. Можно только представить себе, как бы отреагировали в  Вашингтоне, если бы Россия вела себя так в Мексике.

Поведение Москвы неоправданно, но понятно. И речь не идет о нападение на Европу, не говоря уже и про Америку. Путин стремится к безопасности на своей границе и уважению его страны. Его действия в Грузии и Украине преследуют эти цели. Оккупация Украины, вторжения в страны Балтики и атака на Польшу – не являются его целями, как и война с США.

На самом деле, есть много сфер, в которых Россия и США могут сотрудничать. Сирия, Исламское государство, Иран, Китай, Северная Корея и терроризм. Россия стремится и к стабильности в Европе, если это не угрожает безопасности России. Путин – не лучший друг западного либерального порядка, но это не значит, что общие интересы отсутствуют. Отказ США от предоставления Украине и Грузии членства в Альянсе может быть основой для договоренности о прекращении поддержки Москвой сепаратизма на востоке Украины.

Соглашение между Анкарой и Москвой показывает, как можно перейти от почти конфликта к холодно миру, несмотря на противоречивые интересы. Это позитивное событие. Вашингтону стоит поучиться. Путин – не демократический крестоносец, но он прагматик. Если Турция и Россия могут помириться, то почему не могут США?

Фото: Утро

 

Lifestyle