The New York Times: Меня назвали террористом, потому что я освещал обе стороны украинского конфликта (перевод)

6 июня 2016, 19:19 | Новости

Перевод статьи Andrew E. Kramer, опубликованной на сайте The New York Times 5 июня. 

Мне угрожали огнестрельным оружием, я спал в грузовом контейнере и видел множество трупов после артиллерийских обстрелов с момента начала сепаратистского мятежа на востоке Украины. Но меня никогда не вносили в черный список, как террориста. 

Поэтому, когда мое имя появилось в «террористическом» списке журналистов, опубликованном на сайте, который тесно связан с украинским правительством, я отнесся к этому как с тревогой, так и с сарказмом. 

С тревогой, потому что это означало, что власть имущие в Украине, демократии, которая стремится к свободным потокам информации, пошли против меня и других представителей списка только за то, что мы делали свою работу: исследовали позиции обеих сторон конфликта, в том числе, и пророссийских повстанцев. 

А с сарказмом, потому что это – Украина, и к списку, весьма вероятно, не отнесутся серьезно где-либо еще. У меня, к слову, не возникло никаких проблем с полетами, после того, как я появился в первом в мире списке террористических журналистов.

То, что я и другие репортеры работали на территории сепаратистов, никогда не являлось секретом; наши публикации и репортажи всегда включали наши имена и географическое положение. 

Список, опубликованный на националистическом украинском сайте «Миротворец», по-видимому, стал продуктом глубокого разочарования.

Сторонники радикальных взглядов в Украине уже некоторое время яростно критикуют западную прессу, утверждая, что любой репортаж о повстанцах с их территории на востоке Украины, играет на руку российской пропагандисткой машине. Россия описывает жителей восточных регионов Украины как жертв неоправданного военного нападения киевского «фашистского» режима, который пользуется поддержкой Запада. 

Список состоит из репортеров, которые подали заявку на разрешение на журналистскую деятельность на территории ДНР, главного врага Украины на протяжении двух последних лет. Согласно мнению сайта, подача заявления на аккредитацию уже достаточная причина, чтобы назвать журналистов «пособниками террористов». 

Сайт утверждает, что получил имена и личную информацию журналистов от хакеров, которые, в свою очередь, украли их у повстанцев. 

Организации, поддерживающие журналистов, сразу же осудили публикацию имен, а в некоторых случаях – домашних адресов, так как это может спровоцировать акты насилия против репортеров. 

Олесь Бузина – пророссийский обозреватель, проживающий в Киеве, чей домашний адрес обнародовал «Миротворец», был застрелен недалеко от своего дома несколькими днями спустя после публикации.

Но в этот раз были опубликованы имена и контактные данные 5 412 журналистов, водителей, операторов и переводчиков. Не всех нас можно убить.

Почему же в ДНР аккредитовали так много репортеров? Потому что это было в интересах медиа-стратегии повстанцев. Более двух третей журналистов и вспомогательного состава были либо из России, либо представителями местного населения, которые, весьма вероятно, могли бы симпатизировать повстанцам. Кроме того, 1816 иностранных журналистов были аккредитованы на протяжении двух последних лет.

Легкость процесса выдачи журналистам разрешений, к примеру, обеспечивала более широкое освещение украинских артиллерийских обстрелов городов, в результате которых иногда гибли гражданские, что способствовало дискредитации украинской стороны в её попытках вернуть себе территории. Медиа-стратегия, по всей видимости, сделана по российскому образцу: западные военные аналитики отмечают российскую смекалку в том, что они называют «гибридной войной», которая использует и агрессивные военные методы, и медиа.

Для журналистов это разрешение было неоценимым, оно помогало избежать арестов, изоленты на руках и удержания в погребах. Чтобы получить аккредитацию, репортерам нужно было обратиться к Анжеле, более известной, как «королева аккредитации».

Анжела работает в семиэтажном офисе сепаратисткой штаб-квартиры в центре Донецка. Чтобы добраться до неё, нужно было преодолеть темную лестничную клетку, увешанную грубой антизападной пропагандой: один плакат демонстрировал обезьяну с головой Обамы, другой Арсения Яценюка в форме нацистов. 

За некоторым исключениями, Анжела выдавала разрешения всем, кому не лень, кроме журналистов из подконтрольной правительству Украины. 

Многие украинцы возмущены тем фактом, что, как они думают, пророссийским повстанцам удалось ловко усилить свое влияние через западные СМИ, несмотря на антизападную риторику Л/ДНР. На войне погибли более 10 000 человек. 

Тем не менее, украинский омбудсмен осудил обнародование имен и данных журналистов и призвал власти закрыть киевский сайт. Президент Порошенко также назвал публикацию «большой ошибкой». Западные послы выразили обеспокоенность. 

Перед лицом критики, сайт «Миротворец» рискнул еще больше, опубликовав саркастическую реплику. 

«Многие журналисты требовали от нас извинений и мы, наконец, поняли почему. По этому поводу коллектив Центра приносит свои искренние извинения, поскольку список действительно оказался не первой свежести». 

Затем на сайте появились новые имена. 

Министр внутренних дел Арсен Аваков, кажется, одобрил утечку, а если не одобрил, то, по крайней мере, не осудил. 

«Война есть война, – написал он на своей странице в Facebook. – Соратник, который искренне борется, намного важнее для меня, чем мнения либералов, латентных сепаратистов, которые слишком много думают о себе». 

Фото: Getty Images

 

Lifestyle