Foreign Affairs: План Японии – свести США и Россию вместе (перевод)

18 мая 2016, 11:39 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте Foreign Affairs 17 мая.

G-7 и евразийские похождения Синдзо Абэ

«С этим я разыщу Синдзо во Владивостоке», – сказал президент Владимир Путин, когда японский премьер-министр Синдзо Абэ продемонстрировал ему японский бинокль в ходе неофициального саммита в Сочи 6 мая. После двухлетней паузы, два лидера встретились в этом месяце и утвердили новый подход к российско-японским отношениям, включая еще один саммит «Абэ-Путин» во Владивостоке в этом сентябре.

Такое рвение российского президента наладить отношения (во Владивостоке) выдает необходимость для России привлечь японские инвестиции в запущенную азиатскую глубинку Федерации. В то же время, у японского премьера свои геополитические планы: превратить Японию в мост между Россией и Западом.

Абэ прибыл в Сочи с исторической целью. На саммите по ядерной безопасности месяцем ранее, американский президент Барак Обама заявил: «Я оставляю это Синдзо», имея в виду стремление японского премьер-министра возобновить тесные отношения с Россией. За месяц до того, Обама (что нехарактерно) возражал против российской повестки Японии и просил отменить встречу с Путиным. Когда Абэ посетил пять европейских стран – Италию, Францию, Бельгию, Германию и Великобританию, а затем отправился в Сочи, он понял, что региональные лидеры слишком заняты экономическими проблемами континента, чтобы оставаться едиными перед лицом геополитических проблем с востока.

Растущая сосредоточенность Европы на своих внутренних проблемах и несомненная перестановка в приоритетах Обамы показывают, какова сегодняшняя геополитическая реальность: ни один западный лидер не знает, что делать с Россией и её стратегическим влиянием в Евразии. Это создает возможность для Абэ стать посредником (мостом) между Россией и Западом на предстоящем саммите G-7 в Японии.

Россия хоть и переживает кризис, остается серьезной евразийской силой, с которой нужно считаться. До сих пор, Москва в состоянии в одностороннем порядке менять ход геополитических событий в регионах, в восточной Украине, Сирии и даже в северо-западной Азии, где Россия строит 2 500 миль газопровода в Китай. Ни одна другая евразийская сила, даже Китай, не имеет подобного влияния.

Несмотря на реальность, Запад, по сути, относился к России, как к враждебной европейской силе, в значительной степени провалившей решения своих евразийских вызовов с 2014 года. Встреча Россия-НАТО (20 апреля) показала, что на данный момент обе стороны не могут достичь компромисса по украинскому конфликту. Тем временем Россия продолжает распространять свое евразийское влияние. Совсем недавно Москва участвовала в мирных переговорах, которые последовали за апрельскими стычками в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном, расширив свои возможности касательно кавказского энергетического коридора в Европу. От Сербии до Афганистана Россия использует комбинацию энергетических сделок, поставок оружия и тайные действия по подпитке евразийской нестабильности.

Запад может найти выход из этой трясины, если обратит свой взгляд на другую сторону Евразии: Азию, где у Запада и России не так много конфликтных интересов. Несмотря на фасад ограниченного влияния в регионе, Россия является крупной азиатской державой и играет важную геополитическую роль здесь. Иронично, но это способствуют росту Китая, посредством поставок оружия и экспорта углеводородов из Сибири. Требования Пекина поддержать политику Китая в Южно-Китайском море показывают, что Россия также становится важным игроком в азиатских морях, стабильность на которых имеет большое значение для европейских экономик.

Тем не менее, за многообещающими российско-китайскими отношениями кроются опасения Москвы быть подчиненной второй по величине экономике мира. И хотя украинский кризис привел Россию к сближению с Пекином, Запад и Москва могли бы сотрудничать по ряду азиатских проблем, таких как ядерная программа КНДР и рост Китая, где интересы России и Запад совпадают.

Япония может содействовать подобной кооперации в Азии и за её пределами. Несмотря на негостеприимный геополитический климат с 2014 года, Абэ установил теплые личные отношения с Владимиром Путиным, кульминацией которых стал саммит в Сочи. Несмотря на то, что между двумя странами присутствуют разногласия по поводу урегулирования проблем Второй мировой войны, отношения между их лидерами обещают улучшиться в будущем.

Кроме того, перспективе сотрудничества способствуют экономические реалии. Расширение российско-японских экономических связей откроет Сибирь и Дальний Восток, которые ближе к Японии, чем к Европе, для глобального рынка инвестиций. Вовлечение Японии станет также противовесом присутствию Китая в регионе. Действительно, и Абэ предвидел подобный сценарий, поэтому представил Путину конкретный план крупных инфраструктурных проектов в азиатской части России.

Для Запада Япония является надежным партнером; Токио также поддерживает США и Европу по основным пунктам украинского кризиса, включая санкции, и налаживает отношения в сфере безопасности с восточноевропейскими странами, в том числе и с Киевом. В ходе визита украинского президента Петра Порошенко в Японию (апрель 2016 года), Абэ подтвердил обязательства Токио по $1,85 млрд. финансовой помощи для Украины, а также сотрудничеству в сфере безопасности, особенно, в области киберполитики. Такие усилия отображают заявленную стратегию сближения с Россией, которая включает диалог и давления, избегая полной изоляции Москвы. Способность Японии одновременно сотрудничать и с Украиной, и с Россией в качестве честного посредника – неоценимый актив для Запада, который можно использовать для будущего сближения с Россией.

Грядущий саммит G-7 может стать возможностью для Японии и Запада выработать пути сотрудничества с Россией. Как у принимающей стороны, у Абэ будет право определять повестку дня и приглашать участников на высшем уровне, включая Путина, если он решит так. Используя эти привилегии, Абэ должен выстроить консенсус G-7 по вопросу о необходимости возврата России в международное сообщество.

Одна из идей будет подражать инициативе бывшего президента США Билла Клинтона, предложившего в 1997 году формат G-7+1 в Неаполе, где у России состоялись неофициальные встречи с представителями государств группы. Клинтон выступал за международное сотрудничество во имя либерализации российской экономики и предоставил статус наблюдателя тогдашнему президенту Борису Ельцину. Статус полноправного участника Москва получила в 1998 году на саммите G-8 в Денвере. Абэ может повторить это.

Исключение России из G-8 стало результатом разочарования Запада из-за невозможности интегрировать своего евразийского соседа в либеральную европейскую систему. Прошло два года – Европа увязла в собственных кризисах, а фокусировка Запада на Украине помешала ему ответить на евразийские вызовы. Азия может стать ключом к российской проблеме. Учитывая либеральные ценности Абэ и особые отношения с Путиным, Япония могла бы спасти Запад путем восстановления позиции России.

Фото: vestikavkaza.ru

 

Lifestyle