DW: Саммит ЕС-Турция – лишь первый шаг (перевод)

9 марта 2016, 13:39 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте DW 7 марта.

Стратегия распределения беженцев и иммигрантов по странам ЕС не работает. Вместо этого, ЕС рассчитывает на закрытие границ и платит Турции высокую цену за её помощь. (Бернд Ригерт)

Некоторое время назад немецкий канцлер Ангела Меркель инициировала изменения в иммиграционной политике. Это было сделано за счет маленьких шагов и как раз вовремя, чтобы избежать катастрофы на выборах в трех федеральных землях этим воскресеньем. Теперь беженцы и иммигранты, которых Меркель приветствовала прошлой осенью, не вводя никаких ограничений на количество прибывающих, должны оставаться в Греции, а еще лучше – в Турции. В Греции достаточно места для размещения беженцев, заявляет сейчас канцлер, и вообще нет никакой необходимости рисковать и пересекать Эгейское море.

Граница между Грецией и Македонией полностью заблокирована.

«Мы закрываем балканский путь», – описал действия ЕС Дональд Туск, председатель Европейского Совета, естественно, заранее обсудив это с канцлером. После этого он сразу же попросил беженцев оставаться дома. Предсказанное Ангелой Меркель долгожданное «заметное» уменьшение количества прибывающих беженцев становится реальностью. Австрия и балканские страны сделали это возможным, введя ограничения, которые не учитывают интересы Греции.

Ангела Меркель больше не может не одобрять подобные действия, даже если до сих пор сетует на их односторонность. Она отказалась установить верхний предел на количество беженцев, потому что подобные фразы чреваты политическими последствиями в Германии, а она не хочет потерять лицо. Де-факто же, подобный лимит уже существует некоторое время, потому что Берлин отказывается принимать иммигрантов непосредственно в Германию, в обход Балкан.

Политика принятия беженцев теперь превратилась в политику изгнания. Беженцы будут перемещены, насколько это возможно, назад к внешним границам ЕС. Это кардинально меняет картину.

Прошлой осенью, Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд объявили, что правила ЕС о предоставлении убежища «устарели». Они заявили, что эти правила, утвержденные в Дублине, больше не актуальны. Но теперь все возвращается на свои места: первая страна ЕС, в которую попадает беженец, несет за него ответственность. Смена курса произошла. Греция и Италия, которая мало упоминается, должны будут либо принять и зарегистрировать, либо депортировать и не пустить всех беженцев, прибывающих на их берега. И чтобы Греция не погрузилась в хаос, страна будет получать финансовую и организационную помощь от ЕС.

Однако проблема, вероятно, будет смещаться к Турции. ЕС пошел на огромные уступки, чтобы убедить Турцию не допускать передвижения беженцев в Европу, и чтобы Анкара приняла обратно некоторых иммигрантов из Греции.

Турция может потребовать взамен многого: денег, безвизового режима, членства в ЕС или даже молчания по поводу нарушения прав человека. Турки знают, что когда речь заходит о решении иммиграционного кризиса, они – последняя надежда федерального канцлера. Прагматичная Ангела Меркель давно осознала, что «европейского решения» не существует. Сейчас она стремится достичь «турецкого решения». Турция будет объявлена «безопасным государством» для беженцев и иммигрантов, которые теоретически не будут пытаться попасть в Европу нелегально.

Пока неясно, пойдет ли Анкара на уступки, не будучи уверенной, что враждующие государства ЕС согласятся принимать контингенты беженцев непосредственно из Турции – то есть, в обход балканских государств. Этот саммит вряд ли приведет к каким-либо обязательствам по поводу контингентов. Меры, которые Турция утвердит в понедельник, начнут действовать лишь через несколько недель, а то и месяцев. Потребуется еще несколько встреч, чтобы протолкнуть концепцию остановки и перераспределения беженцев.

С этой точки зрения, саммит в понедельник не будет «судьбоносным» ни для Меркель, ни для ЕС. Но он решит судьбу тех обездоленных людей, которые застряли на македонской границе или же в лагерях в Греции. Они являются первыми жертвами этого поворота в иммиграционной политике. Сколько таких будет в будущем? Они прибывают ежедневно.

Фото: AP

 

Lifestyle