Дж. Сорос: Путин – бо́льшая угроза для существования Европы, чем «ИГ» (перевод)

12 февраля 2016, 09:53 | Новости

Перевод статьи финансиста Джорджа Сороса, опубликованной изданием The Guardian 11 февраля.

Для России самый верный способ избежать краха – это добиться развала ЕС, усугубляя иммиграционный кризис и разжигая исламофобию

Лидеры США и ЕС совершают ужасную ошибку, полагая, что Россия Владимира Путина – потенциальный союзник в борьбе с «Исламским государством». Факты противоречат этому. Целью президента Путина является содействие европейской дезинтеграции, а лучший способ этого добиться, — наполнить Европу сирийскими беженцами. 

Бомбардировки российских ВВС в южной Сирии вынуждают мирное население бежать в Иорданию и Ливан. Сейчас более 20 000 сирийских беженцев расположились в пустыне, ожидая приема в Иорданию. Относительно меньшее количество ждет своей очереди, чтобы попасть на территорию Ливана. Обе группы растут.

Россия также начала полномасштабную авиакампанию против гражданского населения в северной Сирии. Это сопровождается штурмом города Алеппо (2 млн. людей) войсками правительства Башара Асада. Применение бочковых бомб вынудило 70 000 человек бежать на территорию Турции; наступление же пехоты может нанести куда больший урон.

Семьи беженцев могут и не остановиться на Турции. На этой неделе немецкий канцлер Ангела Меркель посетила Анкару, чтобы заключить сделку с турецким правительством, которое должно стимулировать беженцев продлевать своё пребывание на территории страны. Фрау Меркель предложила следующее, — Европа будет принимать 200-300 тыс. беженцев ежегодно, а Турция будет препятствовать их проникновению в Грецию и принимать обратно, если подобное будет иметь место.

Путин – одаренный тактик, но не стратег. Нет никаких оснований полагать, что российский президент вмешался в сирийский конфликт, чтобы обострить иммиграционный кризис в ЕС. Более того, эта интервенция была стратегической ошибкой, которая привела к резкому ухудшению отношений с турецким президентом Р. Эрдоганом, что нанесло вред интересам обоих лидеров.

Но как только Путин увидел возможность форсировать развал ЕС, он ухватился за неё. Он напустил туман разговорами о сотрудничестве против общего врага, — «ИГИЛ». Аналогично он поступил и в Украине, подписав Минские соглашения, но не выполнив их.

Трудно понять, почему лидеры США и ЕС верят российскому президенту на слово, а не судят по его поведению. Единственным объяснением, как мне видится, является желание демократических политиков приукрасить ситуацию для своей общественности. Дело в том, что путинская Россия и ЕС участвуют в гонке против времени, — и вопрос лишь в том, кто погибнет первым.

Путинский режим стоит перед лицом банкротства в 2017 году, когда страна будет обязана выплатить солидную часть своего внешнего долга. Политические же потрясения могут начаться даже раньше. Популярность президента все еще высока, но она зиждется на общественном договоре, который предполагает, что правительство гарантирует финансовую стабильность и медленный рост уровня жизни. Западные санкции в связке с обвалом цен на энергоносители (нефть) сделают невозможным для правительства выполнять данные положения.

Бюджетный дефицит РФ составляет примерно 7% ВВП, правительству придется сократить его до 3%, чтобы инфляция не вышла из-под контроля. Фонд социального страхования почти пуст, и чтобы его пополнить, правительству придется объединить его с фондом инфраструктуры.  Эти и другие факторы окажут негативное влияние на уровень жизни и мнение избирателей перед парламентскими выборами этой осенью.

Наиболее эффективным путем предотвращения краха путинского режима является содействие развалу Европейского Союза. ЕС, трещащий по швам, не сможет больше поддерживать санкции за российское вторжение в Украину. А Путин же, напротив, сможет получить значительные выгоды от разъединения Европы, используя коммерческие интересы и антиевропейские партии, которые он тщательно культивировал. 

В данный момент ЕС находится на пути дезинтеграции. Начиная с экономического кризиса 2008 года и последующих пакетов помощи для Греции, ЕС научился преодолевать один кризис за другим. Но сейчас Европа столкнулась сразу с пятью или шестью кризисами одновременно, и этого она может не выдержать. Как верно предвидела фрау Меркель, иммиграционный кризис потенциально может уничтожить ЕС.

Когда государство или союз государств находятся в смертельной опасности, лучше противостоять ей, чем игнорировать. Гонка на выживание делает ЕС и путинскую Россию соперниками. «ИГ» – опасность для обоих сторон, но не стоит переоценивать её. Атаки джихадистов хоть и ужасающие, но их не сравнить с угрозой, исходящей от России.

«ИГ» (и до него «Аль-Каида») распознало ахиллесову пяту западной цивилизации, — страх перед смертью, — и знает, как это использовать. Провоцируя латентную исламофобию на Западе и заставляя правительства и общества относиться к мусульманам с подозрением, террористы надеяться убедить молодых мусульман, что альтернативы терроризму нет. Стоит лишь понять эту стратегию и сразу появится противоядие, — отказ вести себя так, как того хотят твои враги.

Угрозе, исходящей от путинской России, будет очень сложно противостоять. Но если её не распознать, эта задача станет еще сложнее. 

Фото: openrussia.org

Lifestyle