Vox: Нет, инцидент в Турции не станет началом третьей мировой войны (перевод)

25 ноября 2015, 13:50 | Новости

Перевод статьи Макса Фишера, опубликованной 24 ноября на сайте Vox.

Прошло всего три часа после того, как турецкие власти объявили, что сбили российский истребитель, и одна необычная фраза стала топовой в Twitter: «Третья мировая война». Некоторые говорили шутя, а некоторые нет.

Можно понять, почему люди беспокоятся. Турция является членом НАТО, а это означает, что другие члены альянса, США и большинство европейских государств будут обязаны защитить своего союзника в случае внешней агрессии. Теоретический конфликт между Россией и Турцией, таким образом, также станет конфликтом России и НАТО, вовлекая четыре крупнейших ядерных державы в войну. Напряженность в отношениях РФ и альянса растет уже на протяжении двух лет, и теперь обе стороны бомбят противоположные группировки на территории Сирии. При возможности непредсказуемой эскалации в Украине или дальнейшего разрастания сирийского пожарища, это кажется пугающе вероятным.

Но я хочу заверить вас – это не начало третьей мировой войны. И я утверждаю это как человек, который сам выражал опасения по поводу других ситуаций, в которых Россия и США могли быть втянуты в войну. Но это не тот случай.

Почему ни Россия, ни НАТО не рискнут развязать войну

Ответ довольно прост: ставки слишком незначительны. Речь идет о российских бомбардировках сирийских антиправительственных группировок, неприкосновенности турецкого воздушного пространства и жизни одного (или, возможно, двух) российских пилотов.

Эти вещи важны, и Турция серьезно заботится о своем воздушном пространстве и событиях в Сирии. Но для России эти вопросы не настолько значительны, чтобы начинать войну. Этого не сделают и основные члены НАТО (США, Великобритания, Франция), которые в значительной мере и будут определять реакцию альянса.

Таким образом, есть все основания полагать, что и НАТО, и Россия попытаются уладить конфликт. Обе стороны не настолько заботятся о соблюдении правил полетов в пограничной зоне Турции и Сирии, чтобы нагнетать обстановку.

Эксперт по России Марк Галеотти, преподаватель Нью-Йоркского университета, очень точно подвел итоги: «Я полагаю, что ни Москва, ни европейские члены НАТО не дадут этому зайти слишком далеко. Россия не может вести ожесточенные дипломатические войны на нескольких фронтах, Европа же хочет сотрудничать с Россией в Сирии, и, возможно, в Украине. Во многих столицах существует некоторое беспокойство по поводу Турции, ее целях и роли в регионе. Многое, конечно, зависит от реакции Вашингтона, но если Москва получит хоть каплю раскаяния от Анкары или сочувствия от Европы, можно будет ожидать, что это покажут в российских СМИ, что, в свою очередь, поможет Кремлю уменьшить значение проблемы».

Есть еще один важный фактор. В связи с тем, что турецко-сирийская граница находится далеко от России и Центральной Европы, риск принятия этого события за нечто большее – нулевой.

Турецко-сирийская граница – не то место, где могла бы начаться война между Россией и НАТО

Ситуация в Восточной Европе, которая привела к эскалации в отношениях России и НАТО – вот где могла бы начаться война. Любой неверный шаг или несоразмерная реакция может быть неправильно истолкована как начало нечто большего.

Если бы сегодняшний инцидент произошел, скажем, в Эстонии, тогда бы была опасность, что НАТО неправильно оценит действия России в Эстонии (союзнице НАТО), как попытку повторить украинский сценарий. Россия же, вероятно, приняла бы это за начало войны со стороны альянса – что в Вашингтоне звучит глупо, зато серьезно воспринимается в Москве (такие опасения также проявляют некоторые члены альянса). Таким образом, каждая из сторон, пытаясь защититься, начнет эскалацию. Затем и НАТО, и Россия неправильно оценят действия друг друга, как акт агрессии. Вот как, маловероятно, но ужасающе правдоподобно, началась бы большая война, которой не желают ни те, ни другие.

Но на турецко-сирийской границе такой опасности нет. Россия не имеет оснований полагать, что Турция планирует вторжение (но даже если и так, то последняя точно не будет осуществлять это через южную Сирию). А НАТО не имеет никаких оснований полагать, что Россия готовит вторжение или украинский сценарий в Турции. Поэтому каждая из сторон не может воспринимать случившееся, как что-то, кроме случайного инцидента.

И даже если Москва или Вашингтон захотят использовать это для эскалации (а они не захотят), у них нет такой возможности. Количество российских войск, расположенных в Сирии или неподалеку крайне мало, чтобы спровоцировать (специально или нет) большой конфликт. Американские силы в регионе также представлены весьма скромно. Дело в том, что ни Россия, ни НАТО не могут поверить, что другая сторона готовится к вторжению.

Ни Россия, ни НАТО не имеют достаточного количества причин, чтобы довести ситуацию до войны. Также стороны не обладают соответствующим военным потенциалом в регионе. И ввиду отдаленности турецко-сирийской границы от России и Европы, риск непреднамеренной эскалации является ничтожным.

Но миру стоит воспринять это как предупреждение. Что, если бы это случилось в Восточной Европе?

Как я уже утверждал в своей статье летом, ни Россия, ни НАТО не хотят войны, но обе стороны опасаются, что это все равно может случиться. Причины этого сложные и уже были перечислены мною. Много факторов риска специфичны для Восточной Европы, а особенно для государств Балтии (членов НАТО на российской границе) и не актуальны для Турции и Сирии.

Тем не менее, сегодняшний инцидент должен нас насторожить. Если бы это случилось, скажем, в Латвии или в Эстонии, риск войны США и России был бы также незначителен. Но не настолько незначителен. Если вам интересно, о каком риске идет речь, я советую вам прочитать мою летнюю статью, но вот сжатая версия:

США располагают некоторыми военными силами, «временно» размещенными в странах Балтии, где они иногда выставляются напоказ в нескольких ярдах от российской границы. США и НАТО рассматривают эти силы как оборонительные, чьей целью является сдержать Россию от реализации украинского сценария в балтийских государствах. Это не истеричный страх – российские силовики пересекли эстонскую границу и похитили эстонского агента вскоре после выступления Обамы, во время которого он пообещал защитить страну.

Но в России многие видят эти силы в качестве наступательных: в Кремле считают, что США подстрекали насильственный переворот в Украине в 2014 году и стремятся к этому в Москве. Москва также беспокоится о Калининграде: небольшом российском регионе, отделенным от остальной России балтийскими странами. В Кремле давно опасаются, что Запад втайне желает вернуть Калининград (в прошлом – территория Германии).

Но дело не в том, что Россия считает, что НАТО готово вторгнуться завтра, или что НАТО верит, что Россия готовит нападение на балтийские страны. Скорее всего, дело в том, что НАТО считает балтийские страны ненадежным регионом, из-за которого существует риск возникновения конфликта с Россией. Россия же видит тоже самое в Калининграде. Ненадежность порождает эскалацию, а эскалация может быть неправильно принята за наступление.

Таким образом, риск состоит в том, что если что-то случится, каждая из сторон примет это за возможное нападение, за этим последует эскалация «на всякий случай» в целях обороны, которую другая сторона воспримет, как подтверждение наихудших опасений, и так далее.

Если это звучит странно, то стоит отметить, что существует ряд других факторов, способных привести к такому недопониманию. К примеру, российские государственные СМИ целую весну уверяли общественность, что российские меньшинства в балтийских странах находятся в опасности – эквивалент того, что они говорили незадолго до вторжения в Украину.

Также это касается российских истребителей. До того, как Россия начала сновать вдоль границы турецкого воздушного пространства (и иногда нарушать), то же самое происходило и с НАТО на Балтике. Российские субмарины появлялись и исчезали возле побережья Швеции. Российские истребители также появлялись вблизи британского воздушного пространства.

Другими словами, то, что якобы произошло в Турции – российский истребитель в воздушном пространстве НАТО, игнорирующий призывы повернуть назад, происходило и над Балтикой, где подобный инцидент мог бы стать намного серьезнее. НАТО в балтийских странах не открывало огонь по российским военным самолетам и силам вдоль границы. Другими словами, шансы на перестрелку на Балтике гораздо меньше, но потенциальные ставки гораздо выше.

Надеюсь, урок, который вынесут Россия и НАТО из сегодняшнего инцидента – это то, что они должны найти способ контролировать и предотвращать подобные эскалации в Восточной Европе, где опасность крупного конфликта мала, но не настолько, как вдоль турецко-сирийской границы.

Фото: APA

Lifestyle