BuzzFeed: Ставленник Вашингтона в Украине не может совладать со своими коррумпированными дружками (перевод)

22 октября 2015, 17:22 | Важное

Перевод статьи, опубликованной на сайте издания BuzzFeed 21 октября. 

Запад поддержал Арсения Яценюка, когда он стал премьер-министром и пообещал основательно «бороться с коррупцией». Но когда попытки искоренить коррупцию заглохли, многие в Киеве начали  считать его правительство частью этой проблемы. 

Когда в результате революции Арсений Яценюк занял пост премьер-министра, он пообещал принять участь «политического камикадзе» и реализовать непопулярные реформы, а также начать серьезную «войну с коррупцией».

Через полтора года, не добившись значительных успехов в реформировании страны, он борется за свое политическое будущее и наблюдает, как его союзникам выдвигаются обвинения во взяточничестве. Прокуратура Швейцарии расследует участие высокопоставленных парламентариев, связанных с премьер-министром, в коррупционных схемах по факту установки новой ядерной электростанции. Против чиновника, ответственного за возвращение незаконных иностранных активов в страну,  открыто уголовное производство в связи с приобретением роскошной недвижимости в Великобритании и Франции. Журналисты также обнаружили, что миллиардер, связанный с Арсением Яценюком, использовал политические связи председателя правительства, чтобы выиграть тендер для duty-free в киевском аэропорту.

Разочарование в вялотекущем процессе реформ и антикоррупционных программах является причиной серьезных разногласий в прозападной парламентской коалиции, а также трудностей в отношениях с США и ЕС. Рейтинг партии «Народный фронт» Арсения Яценюка настолько низкий, что он принял решение не участвовать в местных выборах (25 октября), хотя еще на прошлогодних парламентских выборах получил большинство голосов. Опрос, проведенный IRI, свидетельствует, что только 3% населения Украины удовлетворены темпами реформирования страны; а 51% считает, что правительство Виктора Януковича – свергнутое революцией за присвоение миллиардов долларов из госбюджета – боролось с коррупцией эффективнее. 

«Определенно, нужно было сделать больше», — соглашается Данил Лубкивский, советник премьер-министра Яценюка. Но несмотря на это он добавляет: «…если бы правительство было бы коррумпировано – мы бы не получали денег от международных организаций. Есть только один человек, который получает преимущества, — это Путин». 

За период правления Яценюка получили четкое очертание трудности и противоречия Украины, которая пытается освободиться от управления олигархическими кланами, которые контролировали страну больше двадцати лет. Его кабинет состоит из новых лиц, англоговорящих министров, которые пообещали сделать работу правительства более прозрачной и ввести западный стиль управления. Но, тем не менее, страной управляют люди с очень тесными и давними связями с олигархическими структурами, которые они пообещали уничтожить. Равное распределение полномочий между Порошенко и Яценюком привело к замедлению законотворческого процесса и активизации кулуарных стычек. Несколько представителей правящей коалиции сообщили, что существует некое могущественное «теневое правительство» неформальных союзников президента и премьера, которое имеет колоссальное влияние на политические решения и государственные компании, которые угрожающе вырисовываются на фоне украинской экономики.

«Это всё тот же карточный домик – они просто перетасовали колоду», — считает Виктория Войцицкая, секретарь парламентского комитета по вопросам энергетики и коалиционный законодатель, – «Они продолжают отстаивать интересы тех же олигархов». 

Публично США и ЕС поддерживают украинское правительство в его устремлениях по реформированию государства, также оказывая давление на российскую экономику и поставляя украинцам ресурсы для войны на юго-востоке страны. Неофициально несколько западных дипломатов выражают серьезные сомнения насчет того, обладают ли Яценюк и Порошенко возможностями, а также желанием уничтожить систему, которая их породила. «Они знают, что нужно изменить систему, но слишком сильно связаны с ней», — считает один из них, — «Мы очень разочарованы в процессе проведения реформ». «Это также «вооружает» те страны ЕС, которые с самого начала были настроены скептически». 

В 41 год, тощий и в очках, Яценюк является представителем первого поколения украинцев, которые пришли к власти после развала Советского Союза, позволившего им перенять западный опыт. Его старшая сестра – Алина – вышла замуж за американца и живет в Санта-Барбаре, Калифорния. И хотя Яценюк получил образование в родных Черновцах, он приятно удивил собеседников на экономическом форуме в Давосе своим свободным английским. После прозападной Оранжевой революции 2004 года он был назначен министром экономики, а впоследствии стал самым молодым министром иностранных дел. 

Сочетание экономической грамотности и владения языком, что редкость среди украинских политиков, очень быстро сделали Яценюка фаворитом Запада. Он и Порошенко – первые украинские лидеры, говорящие по-английски. Сергей Арбузов, которые вел переговоры с МВФ до восстания против Януковича, мог позволить себе прийти на встречу в кожаной куртке. «Украина давно потеряла доверие Запада – но вернула многое назад» — считает один из дипломатов. В ходе революционных событий, уполномоченная правительствам США по делам Украины Виктория Нуланд, первая заявила о том, что Яценюк может стать компромиссным премьером. «Яценюк – парень с экономическим и управленческим опытом» — сказала она в печально известном телефонном разговоре. 

И хотя представители США, по их словам, никогда не тешили себя иллюзиями по поводу Украины и вызовов, с которыми она столкнется, — страна даже достигла прогресса Румынии 95-го года и это приняли за отправную точку будущего успеха, — провал борьбы с коррупцией обеспокоил даже самых ярых сторонников Украины в Вашингтоне. В июле Джо Байден прямо предупредил Яценюка на экономическом форуме. «Господин премьер-министр, несколько лет, несколько месяцев – это сказки. Вы должны сажать людей в тюрьмы уже сейчас». Хотя на встрече в офисе Байдена появился президент Барак Обама – это было воспринято, как знак поддержки Яценюка в борьбе за сферы влияния с Порошенко.

«Люди в Вашингтоне спрашивают меня: «Почему они столько крадут?», а я отвечаю: «А почему бы и нет? Вы же позволяете им с этим уйти», — говорит Балаш Ярабик, представитель Фонда Карнеги. «Вот как понимают поддержку США в Киеве». 

Официальные лица и дипломаты уверены, что Порошенко и Яценюк действительно хотят избежать распрей, которые мешали работе правительства после первой прозападной революции в 2004 году, в котором они оба служили. «У них нет суицидальных наклонностей», — пояснил один из главных советников президента Порошенко, пожелавший остаться неназванным. Отношения между премьером и главой государства подобны той шутке «о черепахе и змее, которые пытаются перейти реку», добавил он. «Они договорились, что черепаха не ныряет, потому что змея не умеет плавать, а змея не кусает, потому что они утонут вместе». (В большинстве версий этой истории змея все-таки кусает черепаху при любых раскладах, но он не прокомментировал это). 

Опыт Яценюка формировался в годы беспорядочной клановой политики. Два его друга студенческих времен, Андрей Пышный и Андрей Иванчук, с которыми он открыл когда-то юридическую фирму, остались с ним, когда ему улыбнулась фортуна в области политики. «Пышный – хороший человек, не коррумпирован, но вот Иванчук – очень плохой парень», — говорит их бывший коллега, — «Я всегда ассоциировал их с ангелом и демоном на его плечах.

В 2009 году, когда Яценюк боролся за президентское кресло, Пышный серьезно заболел и контроль над кампанией полностью перешел в распоряжение Иванчука. Он нанял Тимофея Сергейцева и Дмитрия Куликова, российских политических консультантов, связанных с КГБ, и более известных как «Тима и Дима». Они посоветовали Яценюку принять милитаристскую позицию в неудачной попытке завоевать голоса русскоговорящих востока страны. Впоследствии к ним присоединился и третий россиянин – Алексей Сытников – чьей специализацией являлись «цветные революции и coups d’état». Их техника тумана-зеркала не имела шансов против заявлений политических оппонентов Яценюка о том, что он еврей. Несмотря на то, что главный раввин Украины подтвердил, что Яценюк не имеет еврейского происхождения, он так и не избавился от этого штампа, заняв четвертое место в президентской гонке.

Пышный и Иванчук сохранили тесные связи с Яценюком, который, как говорят, никогда не создавал себе широкую структуру политической поддержки. «Он не сумел создать популярную партию», — сказала Орыся Лутцевич, научный сотрудник Chatham House, основавшая Open Ukraine foundation Яценюка, когда тот был министром иностранных дел. «Он не чувствует себя уверенно среди простых людей – он боится простой бабушки на Бессарабском рынке». Пышный сейчас возглавляет Ощадбанк, а Иванчук – парламентский комитет по вопросам экономики.

Согласно нескольким сподвижникам Порошенко, к ним присоединился Николай Мартыненко, парламентарий из партии Яценюка с влиянием в энергетической сфере. Игорь Скосарь, в прошлом парламентарий от партии Юлии Тимошенко, годом ранее заявил, что в 2012 году дал Мартыненко взятку в размере $6 млн., чтобы  Яценюк, возглавлявший тогда БЮТ, внес его в списки партии. Прокуратура Швейцарии сообщила BuzzFeed News, что они расследуют участие Мартыненко в коррупционных схемах и отмывании денег, которые, согласно чешским СМИ, связаны с контрактом по атомной электростанции с чешской компанией. Мартыненко же, в свою очередь, отвергает эти обвинения и считает, что это попытка России дискредитировать его.   

Коррупция настолько поразила бюрократический аппарат страны, что министры говорят – нужно все начинать заново. «Когда я слышу об институциональной памяти – мне становится страшно. Потому что в течение 20 лет они все делали неправильно» — сказал министр Айварас Абромавичус BuzzFeed News. Критики Яценюка в пределах правящей коалиции говорят, что Яценюк сделал недостаточно для борьбы с корыстными интересами. «Мы действительно имеем теневое правительство», — сказал Михаил Саакашвили недавно. «Украиной владеют олигархи по аналогии с акционерным обществом». 

Ситуация усугубляется и политической системой Украины, которая разделяет власть между Порошенко и Яценюком поровну, и где процесс финансирования партий непрозрачный, что заставляет обоих заключать сделки с олигархами, — сообщают внутренние источники. Олигархи, включая Порошенко, владеют всеми крупными телевизионными ресурсами, которые дают им возможность влиять на общественное мнение и давить на чиновников. Когда Порошенко сошелся в бою с Игорем Коломойским за Укрнафту, крупнейшую в стране нефтегазовую компанию, Иванчук, один из партнеров Коломойского, заблокировал законопроект по возвращению контроля государства над компанией. И хоть потом дело разрешилось в пользу государства, Коломойский сохраняет неблагоприятное влияние на Укрнафту, согласно словам Сергея Лещенко, законодателя, который и инициировал процесс возвращения компании под контроль государства.

«Люди Коломойского все еще там и они помогли ему отложить платеж государству до конца года» — сообщил Лещенко BuzzFeed News. «Он не платит ничего из своих дивидендов и доходов. Яценюк не предъявляет иск или уголовное обвинение. Я уверен, что между Коломойским и Яценюком существует заговор». 

Ринат Ахметов, согласно двум источникам,  обсуждавшим этот вопрос с олигархом, также видит в Яценюке союзника в попытках сохранить влияние и богатство. Bloomberg подсчитал, что состояние Ахметова, с момента начала военных действий на востоке страны, уменьшилось с $22 млрд. до $7 млрд. Его ближайшие политические союзники, которые контролировали Донецк, покинули страну вместе с Януковичем. «Я был сбит с ног, но не в нокауте», — сказал Ахметов, по словам одного из источников. DTEK – энергетическая монополия олигарха, купленная у государства по заниженным ценам во времена правления Януковича – разваливается. После того, как Ахметов потерял свою бывшую команду, он, как футбольный фан, любит говорить: «Арсений Петрович – это Лионель Месси украинского правительства». По крайней мере, так сказал один из западных дипломатов, знакомых с олигархом. 

Западные партнеры Украины всерьез обеспокоены тем, осуществят ли лидеры страны свои обещания по реформам. Государство реализовало широкие макроэкономические реформы, прописанные в сделке с МВФ на  $40 млрд., но ощутимого прогресса не видно. Еще один дипломат напомнил о встрече, на которой Яценюк повысил голос на одного из ведущих европейских дипломатов, чтобы те немедленно дали денег. «Им могут помочь настолько, насколько они сами хотят себе помочь» — сказал дипломат, — «Эта самая крупная сумма денег, которую ЕС когда-то выделял третей стороне – и мы не видим результатов». 

Несколько бывших членов правительства говорят, что сопротивление реформам настолько сильное, что реформы вообще невозможно реализовать. «Мне никогда не говорили реформировать что-либо» — говорит Павел Шеремета, министр экономики в правительстве Арсения Яценюка в отставке. «Появились деньги и все стало намного сложнее. Нет смысла в срочности, если нет денег в казне». 

Арсений Яценюк в прошлом месяце на конференции в Киеве заявил, что борьба с коррупцией, в общем-то, не его забота. «Я не в ответе ни за прокуратуру, ни за суды. Я делаю свою работу: восстанавливаю экономику для возвращения на путь реформ, для реализации эффективной энергетической реформы, для достаточного финансирования украинской армии и для улучшения методов управления предприятиями, которыми владеет государство». 

«Каждый делает свою работу», — добавил он. 

Фото: segodnya.ua

 

 

Lifestyle