ВВС: Paradise Papers. Приручим ли мы офшорную экономику? (перевод)

7 ноября 2017, 22:45 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте BBC News.

Автор: Гари Китченер Перевод: Шарий.NET

Офшорная экономика скрывает триллионы долларов США от финансовых регуляторов и налоговых властей. Подчинить эту финансовую сферу каким-то правилам — это как приручить кошку, но не такого маленького котенка, о котором вы могли бы подумать, что уже неблагодарная задача сама по себе, а скорее Чеширского кота. Это что-то туманное, что невозможно поймать и удержать, что появляется и исчезает, когда душе угодно.

Никто даже не может сойтись во мнении, что именно понимать под термином “налоговая гавань”. То, что для одного является налоговой гаванью, для другого является офшорным финансовым центром. Никто не знает, сколько таких мест есть на самом деле. Никто не знает, сколько денег скрывается в тени. Нет никакой надежной статистики для изучения этого вопроса.

И текущая ситуация полностью устраивает тех, кто оперирует финансами в офшорных зонах, начиная от собственников капитала, юристов и бухгалтеров до туристического бизнеса на солнечных пляжах в офшорных юрисдикциях. Ключевое слово индустрии — конфиденциальность. Или даже секретность, хотя представители сферы не любят его использовать. Эксперт по налоговой политике и писатель Николас Шаксон процитировал одну из поговорок индустрии: “Кто знает – тот молчит, кто говорит — тот ничего не знает”.

Неужели мы действительно не представляем объемов офшорной экономики?

В сентябре этого года был опубликован отчет, соавтором которого стал экономист Габриэль Цукман. В документе утверждается, что 10% мирового ВВП, что составляет $7,8 трлн, находится в офшорных зонах. Компания The Boston Consulting Group в прошлом году оценила объемы офшорной экономики в $10 трлн.

Если вы подумали что-то вроде: “Черт возьми, это же больше, чем вся экономика Японии!”, то вы совершенно правы. Но по-настоящему ошеломляют подсчеты Джеймса Генри, автора книги “Кровавые банкиры”, который считает, что офшоры скрывают $36 трлн от налоговых властей. Это вдвое больше американской экономики! К сожалению, никто наверняка не знает, какая именно цифра является точной.

Если вы недостаточно удивлены, то вот вам еще пища для размышлений: движение “Захвати Уолл-стрит” утверждает, что 1% состоятельных американцев контролирует непропорционально большую часть богатств страны. Цукман убежден, что 80% всех офшорных активов принадлежит 0,1% богатейших семей, при этом 50% приходится всего на 0,01%.

Вы думаете, что, если их нельзя победить, то нужно присоединиться? Честно говоря, вряд ли вы когда-то войдете в их ряды. Издержки управления капиталом для обычного человека намного превышают потенциальную прибыль.

Николас Шаксон в интервью BBC Panorama сказал: “На худой конец, средний класс составит ничтожную долю, потому что эта игра исключительно для богатых”.

Это законно, но этично ли это?

Думаете, что мы знаем, как все это работает? Мы знакомы с некоторыми приемами: двойное налогообложение, налоговая инверсия и подставные компании. Просто обычно мы не знаем, кто задействован в схемах и какую прибыль они получают.

Основная суть — перенаправление денег из одной юрисдикции с неблагоприятной налоговой средой в стабильную и надежную зону, где не так много налогов или где они отсутствуют вовсе.

Если вы хотите защитить свои активы и сдержать натиск кредиторов, то создайте офшорную подставную компанию. Теперь до ваших денег сложнее добраться. Хотите скрыть собственника? Передайте компанию в трастовое управление.

Это не незаконно. Есть много схем — легальных, нелегальных и этически спорных. Но даже говоря такими категориями, нельзя точно определить “добро”, “зло” и “отвратительное” в этой сфере. В конце концов, “отвратительное” может не быть таким плохим, как “зло”, а “добро” может не быть таким уж идеальным.

Подобно Чеширскому коту, офшорные зоны не всегда появляются там, где вы того ожидаете. Если мы говорим об офшорах, мы не имеем в виду только лишь острова. Невозможно определить реальное количество таких зон. Их может быть 50, 70 или даже больше. США и Соединенное Королевство являются крупнейшими офшорными финансовыми центрами.

Вы можете легко создать фиктивные фирмы в некоторых штатах в США, включая Делавэр. Ни для кого не секрет, что Лондонский Сити выступает посредником в перенаправлении триллионов офшорных долларов из подвластных британской короне территорий и заморских владений. Более маленькие государства, в основном — островные, являются, по мнению Шаксона, государствами-заложниками.

“Люди в таких местах не могут похвастаться большим опытом. Они верят, что юристы и бухгалтера знают, что лучше для их острова, и поэтому работают на них”, — подчеркнул Шаксон.

Как же офшорные зоны себя защищают?

По мнению представителей этих юрисдикций, неправильно утверждать, что банки в офшорных зонах купаются в золотых слитках. Значительные средства просто реинвестируются другими компаниями. Неправильно также утверждать, что, не будь офшорных финансовых центров, то не было бы и ограничений на налоговые ставки.

Офшоры просто накапливают деньги со всего мира, говорят они. Новые законы о прозрачности доходов намного усложнили процесс уклонения от налогов. Нельзя также ставить все офшорные зоны в один ряд. В некоторых нормативно-правовая база куда лучше, чем в других, как доказала утечка “Панамских документов”.

В годы, когда Боб Ричардс все еще занимал пост министра финансов на Бермудских островах, он дал интервью BBC Panorama, заявив, что сегодняшняя налоговая система островов существует более ста лет, и другим странам, которые теряют деньги из-за налоговой политики, нужно просто пересмотреть свои стандарты. По его словам, Бермудские острова подписали международное соглашение об обмене налоговыми данными между правительствами, поэтому острова просто не могут считаться “налоговой гаванью”.

Финансовая фирма Appleby, фигурирующая в последних утечках информации, встала на защиту офшоров еще в 2009 году, когда мировую экономику потряс кризис.

Тогда представители компании заявили, что “нет никаких доказательств тому, что офшорные зоны сыграли какую-либо роль в экономическом кризисе”.

“Офшоры не являются источником или направлением незаконно нажитых средств. Эти зоны лишь защищают людей от преступности, коррупции и преследования продажными правительствами”.

В связи с последней утечкой информации в компании Appleby заявили: “В подавляющем большинстве случаев, о которых идет речь, наша компания не совершила ничего противозаконного”.

Нет никаких секретов, только конфиденциальность, говорят они. Но представитель Международного консорциума журналистов-расследователей Джерард Райл опровергает это утверждение:

“Единственным продуктом, который продают офшоры, является секретность. Нет секретности, нет и продуктов”.

Не важно, какой термин вы предпочитаете, природа неуловимости офшоров затрудняет искоренение правонарушений.

“Где есть секретность, там есть и потенциал для преступлений”, — считает Райл.

Вы можете начать расследование деятельности какой-то компании или человека, но потом будете блуждать от юрисдикции к юрисдикции, от компании к компании, вы обнаружите кучу имен на документах, которые не приведут вас к реальному собственнику. Иногда вы будете иметь дело с несуществующими людьми и документами, которые ведут в никуда.

Порочный круг

Было так много утечек информации об офшорных операторах, думаете вы. Почему ничего не изменилось?

Давайте вспомним апрель 2016 года. Тогда мир потрясли “Панамские документы”. Премьер-министр Исландии Сигмундур Гуннлаугссон подал в отставку в связи с обвинениями в том, что он и его жена являются собственниками офшорной компании.

Тысячи людей вышли на протесты в Рейкьявике. Некоторые подсчеты говорят о том, что 6% исландского населения пришли выразить свое негодование. В США сегодня это составило бы 19 млн человек.

Но давайте перенесемся в Электросталь, два часа езды на восток от Москвы. Здесь местная жительница Надежда парировала вопрос репортера BBC Стива Розенберга: “Все эти ваши “расследования” — пустая трата времени и денег. Я знаю, чего вы хотите добиться. Вы хотите очернить президента Путина”.

Все зависит от того, где вы находитесь.

ВВС: Paradise Papers. Приручим ли мы офшорную экономику? (перевод) - 1 - изображение

Последствия публикации панамских документов:

  1. Отставка премьер-министра Исландии;
  2. Пакистанский суд отстранил от должности премьер—министра Наваза Шарифа;
  3. Соратников Владимира Путина обвинили в «перетасовке» до 2 трлн долл.;
  4. Президент Аргентины Маурицио Макри до сих пор находится под следствием;
  5. Журналистка Дафна Гаруана Галиция убита при взрыве машины на Мальте;
  6. Закрыты офисы офшорной компании Mossack Fonseca, проведены аресты;
  7. Новые законы в 13 странах (в т. ч. в Соединенном королевстве) и ЕС;
  8. Проводится множество глобальных расследований.

Люди на Западе хотя бы ставят под сомнение сам факт, что богачи и корпорации могут избежать наказания за свои преступления.

Вправе ли они использовать различные лазейки для того, чтобы максимизировать свой капитал? Или они должны отдавать его государствам, чтобы те потратили на простых людей?

Справедливости ради стоит сказать, что правительства отслеживают припрятанные состояния еще с 2008 года, но их риторика жестче, чем действия.

Сложно добиться полной секретности. Мир стал более прозрачным. Транснациональные корпорации обязаны отчитываться перед правительством каждой страны, в которой они ведут бизнес, количество публичной информации увеличилось.

Даже Россия требует от своих резидентов раскрывать офшорные активы. Каков же результат? В течение трех лет после введения закона десятки богачей отказались от российского гражданства, чтобы не попасть под действие этого закона.

Конечно, есть черные списки офшорных зон, но тогда крупные игроки стараются увести свои операции прочь оттуда, оставляя лишь мелких дельцов.

“Когда меняется законодательство, система перестраивается и деньги перетекают в другие места”, — утверждает Шаксон.

Собственники также перестраивают свой капитал, конвертировав его в бриллианты и произведения искусства. Правительства полностью готовы ввести санкции против офшорных зон, но многие члены правительств сами их используют, как доказывает новая утечка, поэтому речь идет о круговой поруке.

Точно мы знаем только одно: если самые богатые люди не платят налоги, это компенсируют другие.

Звучит безумно, но “мы все немного безумны”, как говорил Чеширский кот.

ВВС: Paradise Papers. Приручим ли мы офшорную экономику? (перевод) - 2 - изображение

ВВС: Paradise Papers. Приручим ли мы офшорную экономику? (перевод) - 3 - изображение

«Богатые уклоняются от налогов больше, чем бедные»

На первом графике видно, что большая часть налогов приходится на состоятельное население (в левой части графика — беднейшие слои, в правой — богатейшие). При этом доля налогов у бедных не превышает 2,8%. Второй график показывает, что самые состоятельные люди уклоняются от уплаты налогов, и это компенсируется бедными и средним классом.

Paradise Papers представляют собой огромный свод документов офшорной юридической компании Appleby и корпоративных реестров 19-и офшорных юрисдикций, который содержит информацию о финансовых сделках политиков, звезд, корпораций и бизнес-лидеров.

Изначально немецкая газета Süddeutsche Zeitung получила 13,4 млн документов, и потом поделилась ими с Международным консорциумом журналистов-расследователей.

BBC и сотня других медиа-организаций провели глобальное расследование на основе информации из документов, но источник утечки нам неизвестен.

Фото: turner.com

Lifestyle