The NY Times: Санкции – неудача, которой Путин и Трамп пытались избежать (перевод)

25 июля 2017, 10:40 | Новости

Перевод статьи, опубликованной на сайте The New York Times.

Автор: Дэвид Сангер Перевод: Шарий.NET

На протяжении 2016 года Владимир Путин и Дональд Трамп неоднократно подчеркивали, что антироссийские санкции США являются самым большим препятствием в отношениях двух сверхдержав. Текущие расследования в Вашингтоне, которые омрачили первое полугодие Администрации Трампа, пытаются определить, обсуждался ли вопрос снятия экономических ограничений в ходе личных контактов приближенных нынешнего президента и представителей российской стороны.

Сегодня стало очевидно, что санкции не будут отменены. Более того, они будут умеренно ужесточены; именно такого исхода главы государств пытались избежать.

Это случилось потому, что оба мировых лидера переиграли сами себя.

Господин Путин начинает платить по счетам за свое роковое решение, как выразился бывший директор ЦРУ Джон О. Бреннан, использовать украденные компьютерные данные для поддержки кандидатуры Трампа. Президент США сам спровоцировал отпор Конгресса, неоднократно ставя под сомнение выводы американского разведывательного сообщества. Он лишь усугублял ситуацию тем, что отрицал факты контактов своих приближенных с русскими, которые на самом деле имели место.

Если Конгресс одобрит законопроект на этой неделе, то у Трампа, если верить его же помощникам, выбор будет невелик. Ему придется подписать закон об ужесточении санкций, несмотря на то, что он отчаянно хотел бы утопить его.

Всего несколько дней назад госсекретарь Рекс Тиллерсон и другие высокопоставленные чиновники решительно лоббировали интересы Администрации Трампа, отстаивая право президента отменять санкции против России соответствующим распоряжением. Бывший президент Барак Обама располагал таким правом, и воспользовался им, ослабив санкции против Ирана, чтобы заставить Тегеран согласиться на жесткие десятилетние ограничения своей ядерной программы.

Как отметил один из советников Трампа, существует весьма долгая история предоставления президентам прав обсуждать рычаги влияния в контексте переговоров с иностранным противником.

Постоянно ставя под сомнения выводы разведки о том, что именно Кремль стоит за попытками манипуляции президентскими выборами, Трамп настолько обеспокоил членов своей собственной партии, что даже они согласились, что его нужно лишить возможности отменять санкции в одностороннем порядке.

Новый директор коммуникаций Дональда Трампа Энтони Скарамуччи повторил официальную позицию Белого Дома, которая заключается в том, что президент до сих пор не уверен, что Россия виновна в хакерских нападениях. Он подчеркнул, что когда речь заходит о теме вмешательства в выборы, Дональду Трампу сложно различить доказательства разведки и чувство, что все это используется целенаправленно, чтобы подорвать легитимность его президентства.

«На самом деле, он думает – что же вы, ребята, предлагаете?», – пояснил Скарамуччи в эфире CNN. «Вы собираетесь объявить мою победу незаконной?».

Если все обстоит именно так, то Дональд Трамп – единственный человек, который располагает самыми подробными разведывательными данными по данному вопросу, но все еще сомневается в их правдивости.

На прошлой неделе состоялся Aspen Security Forum. На встрече присутствовали четверо высокопоставленных представителей разведывательного сообщества и ведомств по вопросам национальной безопасности, включая директора ЦРУ Майка Помпео, и все они заявили, что полностью убеждены в том, что Россия стояла за попытками повлиять на ход американских выборов.

«У нас нет расхождений по этому поводу», – отметил Дэн Коутс, директор по национальной разведке на форуме в Аспене. Он подчеркнул, что русские «застали нас врасплох в контексте возможностей», которые Кремль может использовать для влияния на выборы в США, Франции и Германии. «Цель русских понятна», – добавил он, – «они пытаются подорвать основы западной демократии».

Формулировка законопроекта, согласованного Палатой представителей и Сенатом, говорит о том, что многие республиканцы верят оценке разведывательного сообщества. Впервые в истории закон предполагает санкции, хотя и не очень жесткие, против любого, кто будет обвинен правительством США в причастности ко вмешательству в выборы.

Однако, в ходе своего визита в Гамбург и встречи с Владимиром Путиным Дональд Трамп не высказывал подобных сомнений – по крайней мере, на публике. Напротив, как сообщается, он сказал своим советникам, что российский президент предложил убедительное возражение: российские специалисты настолько хороши в своей работе, что, если бы они хакнули компьютерную сеть Национального комитета Демократической партии, то их следов бы никто не обнаружил.

В воскресенье, несмотря на заявления Помпео и Коутса, Трамп отметил, что все происходящее имеет политическую подоплеку.

«В то время, как липовая российская охота на ведьм продолжается, две группы смеются над этим оправданием провала на выборах – это демократы и русские!», – написал президент в своем Twitter. Несколькими минутами позже, имея в виду закон о санкциях, он добавил: «Очень жаль, что даже те республиканцы, которые поддерживали меня, сделали так мало, чтобы защитить своего президента».

Решение, которое Владимир Путин принял в начале прошлого лета, заключалось в том, чтобы превратить обычную кампанию по отслеживанию предвыборной кампании в «активные действия», – публикацию материалов, которые, по мнению Кремля, должны были причинить вред кандидатуре Хиллари Клинтон. Непосредственная цель была достигнута – репутация и целостность избирательного процесса были подорваны.

Тем не менее, новые санкции негативно сказались на его долгосрочной стратегии: избавиться от ограничительных мер, которые, вместе с низкими ценами на нефть, бьют по российской экономике, не получится.

Текущий прогноз – экономика вырастет всего на 1%, а новые санкции, хотя и не драконовские, не облегчат ситуацию.

Крис Уифер, старший партнер в Macro-Advisory, которая работает с иностранными инвесторами по России, отметил, что новое американское санкционное законодательство «намного слабее», чем изначальный проект, и не представляет никаких серьезных угроз для российской экономики. Но все это навредит восприятию перспектив России и притоку необходимых стране западных инвестиций. Инвесторы будут «помнить о российском риске». Более того, ситуация вынуждает Москву ответить симметрично.

«Если законопроект пройдет, то вы можете с уверенностью ожидать ответной реакции», – уверен Уифер.

Справится ли Россия с новым витком экономических ограничений – пока неясно. Особенно стоит учитывать тот факт, что банки и компании, которые взяли в долг на Западе до 2014 года, скоро столкнутся с дедлайнами по выплатам, которые будет тяжело осуществить, потому что российские предприятия под санкциями имеют определенные кредитные ограничения.

Предлагаемый законопроект также может расширить список российских компаний, которые подпадают под кредитные и другие ограничения. Они запрещают американским предприятиям вести бизнес с любой компанией, в которой российский гражданин или российская фирма из санкционного списка владеют больше, чем 33% акций. Это может отбить охоту у западных банков выдавать российским бизнесам кредиты, поскольку форма собственности обычно очень запутанная.

Более того, есть предложение, чтобы Дональд Трамп запретил американские инвестиции свыше $10 млн. в процесс приватизации в России. Это может помешать и так заторможенному процессу продажи некоторых российских государственных активов.

Другим проектом, который может стать жертвой нового закона, является Nord Stream 2, новый газовый трубопровод, который будет поставлять огромные объемы природного газа в Германию и другие части Европы. Российские государственные телеканалы заклеймили американские нападки на Nord Stream 2 как очевидные попытки наладить поставки американского сжиженного газа в Европу в ущерб российскому энергетическому экспорту.

Чтобы осознать последствия новых санкций, нужно выждать около года, на протяжении которого в отношениях с Москвой может много чего измениться. Но очевидно одно – сближение, о котором неоднократно говорил Трамп, стало еще более невозможным, чем год назад, когда нынешний президент, вроде бы как в шутку, призвал русских взломать электронную почту Клинтон и слить все ее письма в открытый доступ.

Фото: Sky News

Lifestyle