Точка зрения The Guardian: Катастрофы на выборах президента в Австрии едва удалось избежать (перевод)

24 мая 2016, 12:59 | Новости

Перевод редакционной статьи The Guardian, опубликованной 23 мая.

Победа Александра Ван дер Беллена – большое облегчение, но ему придется править расколотой страной.

Президентские выборы в Австрии стали критическим моментом, но далеко не последним испытанием для этой страны и истощенных европейских политических систем. Укоренившиеся партии повсеместно сталкиваются с недовольством электората решениями таких проблем, как иммиграционный кризис и безработица, масштаб которых на сегодняшний день является беспрецедентным. Отступая от сложностей сегодняшнего дня, избиратели представляют себе будущее, в котором нет места этим проблемам, и готовы поддержать те партии, которые предлагают самые простые, но опасные пути выхода.

Этот вопрос не будет решаться на каких-то конкретных выборах или в какой-то конкретной стране. Конечно, тот факт, что Александр Ван дер Беллен (Партия зеленых) все-таки победил, ободряет, но то, что Норберт Хофер (Партия свободы) был так близко к президентскому креслу, не может не пугать. В стране образовался раскол между теми, кто отдал свой голос кандидату, который сохранит либеральные ценности, и теми, кто поддержал представителя политической силы, связанной с нацистами, хоть и отдаленно, и использующей антииммигрантскую риторику, которая противоречит давней традиции австрийского гостеприимства по отношению к беженцам. Победа Ван дер Беллена  важна, но то, что выборы проходили именно в таком ключе – еще важнее. «Я бы сказал, мы победили в любом случае», заявил Хофер до оглашения окончательных результатов, и есть доля правды в этих словах. Теперь Австрии придется жить с этим расколом. Остается лишь надеяться, что со временем ей удастся перебороть его.

Эта страна вышла из Второй мировой войны с самонавязанной амнезией.  Австрия была союзником Гитлера и охотно стала частью его Рейха, но потом обнаружила, что стала жертвой и нацистов, и конфликта между Западом и Востоком. Две основные партии достигли консенсуса, что привело к частому формированию коалиционных правительств, за счет чего в государственном секторе сложилась удобная ситуация раздела должностей между их сторонниками. Это принесло стабильность, которая основывалась на искажении прошлого страны, ослабила демократическую конкуренцию и выбросила за борт обиженную часть населения, находившуюся вне круга протекции.

Имела место и более честная оценка австрийского прошлого. В 1991 году тогдашний канцлер Франц Враницкий заявил, что Австрия «должна принести свои извинения выжившим и потомкам погибших из-за зла наших людей». Эра отрицания окончилась. Но вот сговор социал-демократов  (SPÖ) и Народной партии (ÖVP), с помощью которого они доминировали в австрийской политике и контролировали государственный сектор, остался на месте. Когда же идеи закончились, а необычно одаренные лидеры прошлого, такие как Бруно Крайский, стали памятью, союз партий потерял направление движения. В результате этого, задолго до того, как иммиграционный кризис ударил по Европе, австрийцы выразили свою злость через партию сомнительного происхождения, чья приверженность демократии была не сильно убедительной. 

Были и другие пути отчуждения от старых партий, и голосование за Александра Ван дер Беллена было одним из них. Но большую часть протестных голосов, несмотря на скандалы и внутрипартийные расколы, завоевала Партия свободы. В 1990-х годах, когда Йорг Хайдер возглавлял партию с явно нацистскими и пангерманскими корнями, сложно было сказать, получила ли эта сила поддержку электората потому, что австрийцы поддерживали подобные взгляды или же потому, что это было что-то новое среди надоевшего старого. Политические векторы партии менялись со времен Хайдера, иногда даже приближаясь к квазилиберальным взглядам и возвращаясь к праворадикальной базе. Норберт Хофер, хоть и выглядит умеренным, придерживается крайне радикальных взглядов, которые критикует даже один из бывших членов партии. Хайнц-Кристиан Штрахе – лидер партии, — также позиционирует себя достаточно сдержанно, но остается лишь догадываться о его настоящих убеждениях.

Для подобных результатов выборов были свои предпосылки, прежде всего – поток беженцев, многие из которых пересекали Европу через территорию Австрии, а правительство тем временем бросалось из одной крайности в другую. И хоть в стране осталась лишь малая часть этих иммигрантов, сам факт их проезда по Австрии подпитывает ощущение того, что правящие партии утратили контроль. 

Тусклые кандидатуры, выдвинутые партиями на выборы, не помогли, однако отставка канцлера Вернера Феймана вскоре после первого тура выборов стала симптомом провала старых партий. Их прошлые достижения значительны, но сейчас они должны либо обновиться, либо  вступить в следующий бой, который состоится на федеральных выборах в 2018 году, и где результаты могут быть другими.

Фото: telegraph.co.uk

 

Lifestyle